Наверх

Почему предстоящая неделя называется Крестопоклонной

19.03.2023 689 Наш край

Вся грядущая неделя будет именоваться Крестопоклонной. Название это она получила оттого, что в канун этого воскресного дня выносится в наших храмах на середину церкви крест. Прошла половина поста, и Церковь подкрепляет крестные силы изнемогающих в посте и подвиге, зовет к покаянию и очищению тех, которые еще не приступили к нему. Одновременно Церковь предлагает нам с вами учение Христа о крестоношении. Учение, которое должен принять каждый, кто желает следовать за Господом. Об этом рассказал протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в Минске Минской епархии Белорусской православной церкви, сообщает ОНТ.

«Мы знаем, что Великий пост – это подготовка к Страстной седмице, когда вспоминает Церковь страдания, распятие и смерть Иисуса Христа. Таким образом, вынос креста напоминает нам о цели нашей собственной усиленной, углубленной религиозной жизни в эти великопостные дни. И в этой связи мне хотелось бы вместе с вами вспомнить о месте креста, этого главного высшего христианского символа в нашей христианской вере. Символ этот имеет два тесно связанных одного с другим значения. С одной стороны – это крест Христов, это то решающее событие, которым завершается жизнь и служение Иисуса Христа. Это рассказ о странной и страшной ненависти людей к Тому, кто всё это учение сосредоточил на заповеди любви, кто всю свою проповедь сосредоточил на призыве к самоотречению и жертве во имя этой любви», – сказал Повный.

 Настоятель отметил, что крест Христов – это вечный вопрос, который обращен к самой глубине нашего сознания: почему добро вызывает не только сопротивление, но и ненависть? Почему оно всегда распинается в мире? Мы обычно избегаем ответа на этот вопрос, возлагая вину на кого-то другого. Вот если бы мы, если бы я был там в ту страшную ночь, я не поступил бы так, как все прочие?!

«И вот если мы посмотрим через призму евангельского повествования на нашу действительность, на наше время: разве не совершается то же самое и в нашей, и в окружающей нас жизни? Разве это не самая обычная, самая типичная из всех историй? Разве не присутствует Пилат в каждом из нас всё время? Разве, когда приходит час сказать решительное бесповоротное нет неправде, несправедливости, злу и ненависти, мы не сдаемся на этот соблазн «умыть руки»? А за Пилатом стояли римские воины. Но ведь и они могут сказать в свою защиту: «Мы только исполняли приказание начальства. Нам надо было «обезвредить» какого-то бродягу, производящего волнение и беспорядок». О чем же тут разговаривать?» – заявил протоиерей.

Повный спросил, что разве не видно того, что люди, которые убили Христа, такие же, как и мы? Что они были движимы теми же страхами, вожделениями, той же малостью, которой так часто и мы порабощены? И вот как часто мы стоим в Храме, может быть, сознавая, во всяком случае, мне часто приходит это чувство – сознание, что блаженны мы, что не были подвергнуты этому страшному испытанию встречи тогда, со Христом, тогда, когда можно было ошибиться и возненавидеть Его и стать в толпу кричащих: «Распни, распни Его!..»

«Но невольно приходишь к выводу: разве не объяснили ей, этой толпе, вожди, учителя, советчики, авторитеты, что человек этот – преступник, нарушающий законы и обычаи, и потому по закону (по соответствующей статье того времени) должен умереть? К чему всё это мною сказано? Давайте подумаем… Ведь каждый из участников этого страшного дела был «по-своему» прав, так как имел оправдание. И все вместе распяли и убили Того, который «ни единого зла не сотворил». И потому первый главный смысл креста – это смысл его как суда над злом или, будет вернее сказать, как суда над тем псевдодобром, в котором в мире сем вечно рядится зло и которое обеспечивает злу его страшную победу на земле», – говорит протоиерей.

Также Повный назвал и второй смысл креста. За крестом Христовым наш, мой крест, тот, о котором сказал Христос: «Если кто хочет за мной идти, пусть отвержется от себя, отвернется от себя, пройдет мимо себя, возьмет свой крест и следует за Мной…».

«Что это значит? Это значит, что выбор, перед которым в ту ночь стояли все: и Пилат, и воины, и вожди, и толпа, и каждый человек в этой толпе, – что выбор этот всегда, каждый день ставится перед каждым из нас. Внешне это может быть что-то кажущееся нам не очень важным, второстепенным. Но нам надо понять, что для совести нет перво- или второстепенного. Есть только правда и неправда, есть добро и зло. Взять каждый день свой крест – это не просто терпеть тяготы, бремя жизни. Вспомним о кресте как о выборе. О выборе, от которого зависит в мире всё и без которого всё в мире – торжество тьмы и зла. «На суд пришел я в мир сей», – сказал Христос. И вот на этом суде – суде распятой любви, правды и добра – стоит каждый из нас», – сказал настоятель.




  • Мы в социальных сетях: