Наверх

Опять пропал, опять вернулся

15.01.2014 373 Наш край
С Юрием Всеволодовичем Матюшко – это наш горожанин, поэт, путешественник и просто умный собеседник – не соскучишься. 

То год может не появляться в редакции –вроде бы так и надо. Но только появится на пороге  –  и нате вам: «Чотча – Хакель – Бу-Ёльген –  Джугутурлючат…» Значит, вернулся из очередного путешествия, в горах пропадал.
 
А то придет с новой книгой стихов: «Славному коллективу редакции газеты «Наш край» на добрую память от автора». Его книг в редакции собралось немало – «Всё то, что есть», «Сквозь призму собственного я», «Походные стихи», «По поводу…», «Звучащее время»…
 
 А мне лично очень нравится книга прозы «Разговоры у костра», в которых также поэтически рассказывается о настоящих, «боевых» туристах, не имеющих ничего общего с «матрасниками» (словцо Юрия Всеволодовича), то есть с глазеющими из окон автобусов, поездов на достопримечательности чужих краев. А это всё равно, что сахар через стекло лизать – чувствуете разницу? И вообще вся книга проникнута самоиронией, тонким юмором и житейской мудростью автора.
 
И вот опять пропал – ещё в прошлом году, и вот опять пришел в редакцию после Нового года. Правильно подумали: вернулся из очередного путешествия в Карпаты, а конкретно – в  Буковель, где катался с друзьями на горных лыжах. И с новыми стихами, написанными под впечатлением. Вот одно из них под названием «Сонет друзьям»:
 
Для нас в предновогоднем Буковеле
Казалось, жизнь достигла идеала…
Мелькнула горнолыжная неделя,
Оставив послевкусье карнавала.
 
На спусках время лихо просвистело:
На скорости нельзя жить вполнакала.
Всё получалось так, как мы хотели,
И счастье ни на миг не покидало.
 
Хоть было в этих днях всего так много – 
Крутая жизнь становится пологой,
Как говорят: верёвочке  не виться…
Исчезнет пыл восторженного слога.
Вернёт домой обратная дорога.
Но Буковель не раз ещё приснится.
 
Пора расспрашивать. Но если не знаете Юрия Всеволодовича (скромен не в меру), многого и не узнаете.
 
Его впечатления о заснеженных горных карпатских трассах я слушал в бесснежную для нас зиму, как будто житель страны, в которой никогда не бывает снега. И тут показалось: что-то торчит под лацканом Юриного пиджака. По ходу разговора, не спрашивая разрешения хозяина, отворачиваю эту деталь его одежды – висит… медаль. «Что, да как, да откуда?» –  стал задавать вопросы. 
 
Оказывается, ещё в 2010 году (уже тогда об этом могла появиться заметка в газете) его наградил медалью А.С. Грибоедова Московский союз писателей. Всего за один стих, опубликованный в газете «Московский литератор». А ведь сколько раз Юра был в редакции и не похвастался – так бы и носил медаль под лацканом пиджака!  Выяснилось, что с его стихами москвичи познакомились в интернете, где у Юры свой сайт (а там уже около 900 произведений). И предложили ему прислать подборку стихов в «Московский литератор»…
 
 А Юра не пришел и не похвастался!
 
 Чувствую, что и это ещё не всё, начинаю «трясти» скромника, мол, показывай, что в портфеле, с которым пришёл в редакцию. А там книги, блокноты, письма…
«Здравствуйте, Юрий Всеволодович!
 
Редакционная комиссия уже сообщала Вам о принятом решении номинировать Вас на конкурс российской национальной литературной премии «Поэт года 2013». В соответствии с Положением о премии, Вы имеете право издать свои произведения в альманахах для членов Большого жюри…
 
Сообщаем Вам, что в 2013 году Оргкомитет внес изменения в условия проведения конкурса премии: для того, чтобы сделать оценку творчества авторов более объективной, всесторонней и профессиональной, был значительно расширен состав Большого жюри. В него вошли известные писатели Павел Басинский, Лариса Васильева, Полина Дашкова, Вероника Долина, Тимур Зульфикаров, Бахыт Кенжеев… Кроме того, в Большое жюри вошли представители сатирического цеха Аркадий Арканов, Михаил Задорнов, Анатолий Трушкин и драматург, режиссер Борис Грачевский.
 
Начиная с 2013 года, конкурс премии проводится в пяти номинациях: основная номинация «Поэт года», а также новые: «Дебют», «Лирика», «Юмор» и «Детская литература». В каждой из номинаций будет выбрано по три лауреата. Вы можете выдвинуть свои произведения на конкурс в одной или нескольких номинациях одновременно. Премии во всех номинациях представляют собой право издания собственной книги за счет Оргкомитета, при этом все средства от ее реализации будет получать автор. Также лауреаты каждой из номинаций получают статуэтки в виде пера на постаменте из ювелирных камней. Жюри каждой номинации осуществляет свой выбор независимо. Таким образом, шансы авторов, пишущих произведения в различных жанрах, существенно возрастают.
 
С уважением, Оргкомитет премии «Поэт года».
 
Как удалось «выцедить» в разговоре с Юрием Всеволодовичем, российская национальная литературная премия «Поэт года» учреждена с целью поиска новых талантливых авторов, способных внести вклад в современную литературу. Отбор лауреатов осуществляется Большим жюри, состав которого, как сказано в письме Оргкомитета, был существенно расширен. Члены жюри рассматривают произведения, опубликованные в специальных альманахах премии «Поэт года» и оценивают творчество каждого автора. А авторов отыскивают на сервере Стихи.ру, на котором, как я выяснил, зайдя на этот портал, на сегодняшний день разместили свои произведения более 540 тысяч (!) человек. Как организаторы конкурса «перелопачивают» эту стихотворную руду – ума не приложу. Но для альманаха «Поэт года» выбираются стихи 40–50 достойных авторов, из которых авторитетное жюри и определяет лауреатов. Оказывается, Юрий Всеволодович, лет пять назад попавший под «прицел» составителей альманаха, уже трижды был его номинантом – в 2011, 2012 и в прошлом году. К сожалению, пока ещё ни одна его попытка стать лауреатом премии «Поэт года» не увенчалась успехом.
 
А мне всё же верится, что в конце концов мы увидим в руках Юрия Всеволодовича символ премии – статуэтку в форме пера на постаменте из ювелирно-поделочных камней: белого мрамора, синего афганского лазурита и красной яшмы, символизирующих российский флаг. Ведь стал же он совсем недавно дипломантом другого новорожденного сетевого проекта, и его произведения опубликованы в первом номере международного поэтического альманаха «Рифмованный мир».
 
Возможно, после знакомства с нашим героем у кого-то возникнут вопросы: а как же он везде успевает, когда же работает? 
 
После учебы на фармацевтическом факультете Витебского медицинского института Юрий Матюшко с 1967 года трудился в аптечной сети, а с 1977  – в областном специализированном предприятии «Медтехника» в Барановичах. А сейчас, по словам Юрия Всеволодовича, он самый независимый человек, потому что, даст Бог, 3 июля нынешнего года ему исполнится 70 лет. А как вы помните, это и День Республики, которая столько же лет является независимой. 
 
Рассказ о Юрии Матюшко может стать примером многим людям, которые пронесли за плечами весомую ношку лет и давно уже сменили деятельность, наполненную радостным трудом и вдохновляющими свершениями, на пенсионную жизнь. А у нашего героя жизнь и сейчас погожа и плодородна, он не мирится со своим возрастом, не ищет, не хочет пассивного существования. Так пусть же и в новом году музы будут к нему благосклонны.
 
 
Юрий Матюшко
 
***
Говорят, что мир – лишь голограмма, 
Разум наш, похоже, не у дел… 
Говорят, что время мчится прямо 
И что есть у скорости предел. 
Зря мы тянем к небу наши руки 
В поисках ответа на вопрос, 
Детский лепет всей земной науки 
Лепты в мироздание не внёс. 
Нет ответа. Множатся сомненья. 
Время мимо нас куда-то мчит. 
За попытку вникнуть в суть явлений 
Можно сдвиг сознанья получить. 
И тогда окажется не странным 
В месиве событий и веков 
Созерцать моря и океаны 
С высочайших гор материков. 
А потом ты в космос унесёшься. 
А потом внезапно рухнешь вниз…
 
–  Что же делать, ежели очнёшься?
–  Ежели проснёшься – потянись…
 
***
Здесь бор безжалостно прорезан 
Прямыми линиями рельс. 
Мазутный дух и дух железа 
Бесцеремонно лезут в лес.
 
Покоя нет ни днём, ни ночью 
От топоров и от пилы. 
Здесь мир разорван на кусочки… 
Живицей плачут по подсочке 
Все обречённые стволы.
 
Ночами здесь составы мчатся, 
На стыках лязгают, стучат. 
В них лес, разрезанный на части, – 
Сплошной прокрустовский стандарт!
 
Приостанавливая время 
Натужным воплем через страх,
Орут, вонзаясь в даль и в темень,
 Гудки в прожекторных лучах.
 
И ощущается всё чаще 
Неодобрение веков, 
И жаль пронзительно кричащих 
Ушедших вдаль товарняков.

 



  • Мы в социальных сетях: