Наверх

Микешин и Шевченко

12.03.2014 476 Наш край

9 марта исполнилось 200 лет со дня рождения украинского поэта, художника, основателя новой украинской литературы и национального литературного языка Тараса Григорьевича Шевченко.

В один из дней апреля 1858 года в Санкт-Петербурге вице-президент Академии художеств Ф.П. Толстой устраивал званый обед в честь своего друга Тараса Григорьевича Шевченко. Среди гостей присутствовал и 23-летний победитель конкурса на памятник «Тысячелетие России» скульптор Михаил Микешин, которого и познакомили с виновником этого мероприятия.

С первых дней знакомства молодой художник в восхищении от Шевченко: «В этой непосредственной и простой натуре, – писал он позднее, – передо мной явился настолько редкостный и целостный тип чисто народного поэта, равно которому ни до, ни после, ни сейчас я лично не знал».

Сближению поэта и художника способствовало то обстоятельство, что оба они проживали и творили в здании Академии: Шевченко отвели маленькую квартирку с антресолью, а выше этажом была мастерская Микешина.

В Санкт-Петербурге Шевченко знакомится со многими деятелями литературы, искусства, науки. По свидетельству современников, особенно ощутимым было то влияние, то неподдельное уважение, которое внушала особа Шевченко в кругу учащейся молодежи. Среди студенчества столицы был в то время и Кастусь Калиновский – белорусский революционер-демократ, который вскоре выступил одним из руководителей восстания белорусских и литовских крестьян 1863–1864 годов. Нет сомнения в том, что Калиновский знал мятежную поэзию Кобзаря. Не исключена возможность и личного знакомства между ними – Шевченко в последние годы жизни часто бывал в Петербургском университете, где в то время учился Калиновский, был непосредственно связан со студентами и преподавателями университета.

Кобзарь был старше Микешина почти вдвое, но всё чаще их видят вместе. Шевченко активно участвовал в обсуждении проекта памятника «Тысячелетие России» на знаменитых микешинских «четвергах» («сходках», как называл их сам скульптор). Памятник – 129 фигур, размещенных на монументе в виде гигантского колокола – было решено установить в Новгороде, где по легендарным данным «Повести временных лет» жил князь Рюрик – основатель древнерусского государства.

В своих воспоминаниях Микешин раздумывал, чем он приглянулся, чем заслужил дружеское расположение к себе Тараса Григорьевича. И пришел к неожиданному выводу: «Доверчивость своих отношений ко мне находил Кобзарь в моем белорусском происхождении». Именно Микешину, незадолго до смерти, Шевченко передал свои рисунки и просил сохранить их, а при возможности опубликовать.

10 марта 1861 года великого поэта и гуманиста не стало. Потрясенный смертью, Микешин находит в себе силы зарисовать друга на смертном одре. И хотя проект персоналий памятника «Тысячелетие России» был уже высочайше утвержден, Микешин обратился с письмом к царю, в котором обосновал необходимость введения Шевченко в пантеон героев памятника. Но получил решительный отказ.

Не удалась и следующая попытка увековечить Шевченко на памятнике Богдану Хмельницкому в Киеве. Под конной скульптурой памятника предполагалась (и уже была отлита) скульптурная группа – бандурист-кобзарь Шевченко, справа слушает его песню россиянин, слева – белорус. По бокам пьедестала два горельефа – «Встреча Богдана в Киеве» и «Битва под Зборовом». Отсутствие средств, хотя памятник сооружался на всенародные деньги, интриги противников «упростили» первоначальный замысел скульптора.

11 июля 1888 года состоялось открытие памятника, на котором Микешин присутствовал инкогнито, переодевшись в сермягу, смешавшись с толпой. Он стал свидетелем народного праздника.

Не удалась Микешину и последняя возможность увековечить Кобзаря на памятнике Екатерины ІІ в Краснодаре. Скульптор «самовольно» поместил украинского Кобзаря-Тараса с поводырем-мальчиком, но этот монумент был закончен уже после смерти скульптора в 1896 году. На нем действительно присутствовала фигура бандуриста, но без портретного сходства с Шевченко.

М.И. Микешин пытался использовать и другие возможности для увековечивания памяти своего друга. На ежегодных памятных вечерах, посвященных украинскому поэту, он выставлял его рисунки. Чтобы выполнить просьбу Тараса Григорьевича – опубликовать их, Микешин замыслил «издать в полном объеме всё творчество Шевченко в иллюстрированном виде, с приложением всех его собственных рисунков, а также все воспоминания о нем современников и друзей, всех музыкальных произведений разных композиторов на его тексты». По тем временам – смелая мечта.

«Иллюстрированный «Кобзарь» Т.Г. Шевченко в 3-х выпусках 1896 года вышел в издательстве П.И. Бабкина в Санкт-Петербурге. Издание широкоформатное, на двух языках: «с малороссийским и русским текстом», иллюстрированное М.И. Микешиным. В каждом томе воспроизводилась репродукция рисунка Шевченко. Два из трех выпусков увидели свет уже после смерти Микешина.

В моем собрании есть это издание. Есть и загадки, которые я, несмотря на все мои усилия, разгадать не смог.

В третьем выпуске помещено обращение «От издателя»: «С выходом в свет настоящего третьего выпуска мы прекращаем печатать «Иллюстрированный «Кобзарь», так как после смерти художника М.И. Микешина почтенный собственник произведений великого украинского поэта Ксенофонт Михайлович Гамалей заявил нам свое желание лично продолжать это издание. В письме от 8 мая текущего года К.М. Гамалей сообщил нам, что старается подыскать подходящия художническия силы для продолжения издания и имеет данные думать, что достигнет этого в ближайшем будущем.

Искренне радуемся, что продолжение издания «Иллюстрированный «Кобзарь» вполне обеспечено, находясь в таких надежных руках, и от чистого сердца желаем ему полнейшего успеха. 

Адрес Ксенофонта Михайловича Гамалея – Киев, Кузнечная улица, № 14. Редакция «Киевской старины».

Как случилось, что драгоценное наследство Шевченко, переданное в дар Микешину, очутилось в руках Гамалея? У Микешина был наследник – сын, также скульптор. Его памятник Михаилу Лермонтову стоит в Санкт-Петербурге. Имя Гамалея не известно первой персональной энциклопедии на территории СССР «Шевченковский словник» (Киев, 1978). Не знакомо оно и составителям «Воспоминаний о Тарасе Шевченко» (Киев, 1988), где имеется обширный справочный материал.



  • Мы в социальных сетях: