Наверх

Маленький рай в большом микрорайоне

16.05.2013 461 Наш край

Как думаете, кто олицетворяет школу – директор?.. Учителя?.. Дети?.. Совершенно верно, детскую музыкальную школу № 3 олицетворяют дети, ее воспитанники, потому что такое в ней правило, давно ставшее требованием: главный в школе человек – ученик, и ему должно быть в ней комфортно. А требование это ввела Ирина Иосифовна Губина, возглавившая школу 23 года назад, – сама человек светлый и свет этот вокруг себя рассеивающий… 

Дебют

…Ах, как же волнуются сегодня первоклассники! Подумать только – впервые выступают на сцене! И им впервые будут аплодировать взрослые! Это ничего, что в зале сидят мамы, дедушки-бабушки, учителя, которые слышали исполняемые ими этюды и пьесы уже не один десяток раз. И не беда, что исполнение занимает всего минуту-полторы. Но зато сегодня они – как настоящие артисты!

Концерт, проводимый в школе ежегодно как первый выход на сцену первоклассников, так и называется – «Дебют». В нем участвуют практически все
(в этом году их более 50 человек), никто никого не ограничивает, но все к нему очень серьезно готовятся. Ведь от того, как проживет эти первые полторы минуты своего публичного выступления маленький артист, будет зависеть в его жизни очень многое… Очень вероятно, что и его профессиональный выбор в будущем.

«Дебют» в школе давно стал хорошей традицией, впрочем, как и новогодняя музыкальная сказка, в которой вместе с учителями играют дети, как ежегодный выпускной, когда торжество проходит уже не в своей школе, а в соседней – 19-й общеобразовательной, как «Песни военных лет», посвященные 9 Мая.

– Это хорошо, что Великая Отечественная от нас все дальше, но плохо, если дети не знают, что пришлось пережить их дедушкам и прадедушкам на фронте, как голодали на оккупированных территориях их бабушки и прабабушки и какую роль играли в их жизни песни, – говорит Ирина Иосифовна. – Мы очень хотим, чтобы наши воспитанники хорошо знали эти песни: рассказываем истории их написания, тиражируем тексты, в назначенный день собираемся, чтобы вместе с детьми петь. Это огромный пласт нашего культурного наследия, на котором воспитываются высокие гражданские чувства.

Предмет по выбору

Изначально ДМШ, открывшаяся на базе 21-й СШ в Южном микрорайоне, замышлялась как школа духовой музыки, и первым ее директором был Владимир Чеботаренко. Но пожелания, как часто случается, таковыми и остались, и переехавшая в Северный ДМШ № 3 развивалась уже с учетом того, какие специальности были востребованы. Приходили родители и спрашивали: «Почему у вас нет класса скрипки?», «Почему у вас нет класса цимбал?» Советы «А вы поезжайте в поселок Текстильщиков или в 1-ю ДМШ, где эти классы есть», никого не устраивали – родителям хотелось, чтобы к миру музыки их дети приобщались по месту жительства, и школа с радостью пошла навстречу жителям своего большого микрорайона. Аккордеон, фортепиано, цимбалы, скрипка, гитара, открывавшиеся для изучения как предметы по выбору (дополнительные предметы, от которых ученик может отказаться, если это не является его специальностью), очень скоро превратились в полноценные классы по специальности и стали не просто популярными, а суперпопулярными! В класс гитары, когда он открылся, пришло сразу 60 человек!

Владимир Александрович Антоненко, признанный педагог и исполнитель, в недавнем прошлом преподаватель по классу гитары музыкального колледжа, считает, что самые сильные гитарные традиции сложились именно в ДМШ № 3, потому редчайшую и дорогую его сердцу вещь – гитарный клавир – подарил именно этой школе. Да и опять же кому подарил? Все четыре учителя по классу гитары – Людмила Титко, Елена Гизун, Евгений Джулань, Максим Майсюк – его ученики. 

Нечто подобное произошло с классом аккордеона, фортепиано, скрипки… Что с «родоначальниками»? Все в порядке: духовые инструменты доминируют. «Если я, общаясь с коллегами из других регионов республики, – признается Ирина Иосифовна, – говорю, что в нашей школе три преподавателя по классу флейты, их удивлению нет предела!»

Удивление и восхищение вызывает и то обстоятельство, что в ДМШ № 3 нет проблемы с набором учащихся. В прошлом году принимали 57 учеников, а о своем желании обучаться в школе заявили 107 мальчиков и девочек! Показатель? Несомненно.

Звездочки

Именно из таких ребятишек, которые желают учиться здесь во что бы то ни стало, вырастают звездочки. Сколько их загорелось на школьном небосклоне? Практически уже не сосчитать… Ведь за эти годы школа воспитала 300 юных музыкантов. Среди них немало таких, кто музыку избрал своей профессией. Продолжают учебу в Академии музыки, Университете культуры, работают в именитых оркестрах республики, а трое – Владимир Костюк (труба), Максим Майсюк (гитара), Руслан Юровский (эл. гитара) вернулись в родную школу преподавателями. «Великолепные ведущие, мастера импровизации, настоящие актеры!
– Ирина Иосифовна не скрывает своей радости. – Что в них с детства заложено, то и несут по жизни».

Школа очень дорожит своими воспитанниками и хранит всё, что с ними связано. Мне показали два огромных тома, представляющие летопись за четверть века: фотографии детей, преподавателей, коллективов, вырезки из газет, благодарственные письма. А ещё – копии дипломов, грамот, которыми в разные годы награждались отдельные исполнители и целые коллективы. Ученики школы – неизменные участники и победители фестивалей и конкурсов разного уровня – от город-
ских до международных. Профессиональные достижения ребят оценены и на государственном уровне. 10 поощрений получено воспитанниками школы от Специального фонда по поддержке талантливой молодежи при Президенте Республики Беларусь. Есть дети – несомненная гордость школы, – которые постоянно участвуют в творче-
ских состязаниях, как здесь шутят, почти без заезда домой. Юная пианистка Дарья Сезик в марте нынешнего года четырежды поднималась на сцену, чтобы получить: по-
хвальный отзыв «За волю да выканання» (VI областной фестиваль-конкурс юных пианистов «Кантабиле», г. Брест), диплом I степени (VI открытый зональный конкурс «Крынічка», г. Барановичи), диплом III степени и звание лауреата (IV открытый фестиваль-конкурс фортепианной музыки «Музыкальные искорки», г. Клецк), диплом I степени (ХII открытый фестиваль-конкурс юных исполнителей «Пралескі», г. Брест). Такое же обилие поощрений в последнее время у флейтиста Дмитрия Тавлуя. Кроме того, Дима в ансамбле с гитаристами братьями Альбертом и Родионом Колосовскими удостоены диплома I степени в городском конкурсе эстрадного искусства «Ритмы молодости». 

Рамки газетной статьи не позволяют назвать всех звездочек и звезд, поэтому назову лишь два коллектива, которые удостоены звания «народный» – ансамбль старинной музыки «Контрданс» (рук. Андрей Константинов) и эстрадный ансамбль «Диксиленд» (рук. Евгений Джулань), ставших визитной карточкой и школы, и нашего города. 

Закон посева и жатвы

Что ни говорите, больше всего нас тянет туда, где нас любят. И мы это хорошо чувствуем. «Дети ещё более тонко чувствуют любовь, атмосферу, в которой живут, – продолжает тему Ирина Иосифовна. – У них самих такое правило: любить или не любить… А не заметить любовь невозможно. Ее надо «культивировать», рассеивать вокруг себя, и она вернется к нам встречным красивым чувством… Закон посева и жатвы».

Такая вот простая и всеми хорошо усвоенная формула любви. Потому, наверное, и не изменяют ДМШ № 3 родители: отучился в школе старший ребенок – значит придет сюда и младший. Из семьи Савчуков эту школу закончили все пятеро: Ира, Лена и Аня – по классу фортепиано, Павел – гитары, Света – скрипки. В семье Савиных учатся трое: Илья (флейта), Лиза (фортепиано), Василиса (аккордеон). У Беспалько – тоже трое: Руфина и Егор – на фортепиано, Даша – на флейте. А ещё в школе существует правило: когда родитель приводит ребенка впервые, у него обязательно спрашивают: кто, на ваш взгляд, должен учить его – мужчина или женщина? Момент деликатный и серьезный, особенно если малыш воспитывается в неполной семье. «Может, кому-то просто не хватает мужского примера рядом, – рассуждает Ирина Иосифовна. – Зато, когда недостающее восполняется и когда все это «срастается», как ходят за нашими педагогами-мужчинами дети, как меняются! Манера поведения, внешний вид, жесты – дети копируют все…»

…Незамысловатый сюжет. Валерия Ивановича Грушу, в недавнем прошлом инженера одного из предприятий, спросили: «Где вы теперь работаете?» «В раю. Там, где ангелы поют и играют на инструментах», – ответил сторож школы. Я вспомнила это, когда листала упомянутую летопись и взгляд зацепился за небольшой рукописный листок. Его прислала Валерия Карманчикова, которая ещё в прошлом году работала учителем по классу гитары в ДМШ № 3, а теперь работает в Бресте. Она прислала сделанную своими руками новогоднюю елочку и написала: «Примите это от моих «очумелых» к вашему большому коллективному сердцу и к каждому маленькому в отдельности с пожеланием оставаться все такими же ЛЮДЬМИ, о которых думаешь с улыбкой, вспоминаешь с удовольствием и сопричастностью к которым искренне гордишься… Очень люблю вас. Наша школа и правда маленький рай на земле».

 Я подумала: такое сравнение – не совпадение. Оценка.



  • Мы в социальных сетях: