О значении православного праздника Радуница и проводной неделе корреспонденту БЕЛТА рассказал руководитель отдела религиозного образования и катехизации, пресс-секретарь Гродненской епархии, клирик прихода храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба (Борисоглебская Коложская церковь) г. Гродно иерей Игорь Данильчик.
Почему Радуница так называется и в чем суть праздника?
"Радуница, или Радоница, - это день особого поминовения усопших, который отмечается во вторник после Светлой седмицы, то есть недели после Пасхи. Этимологически название этого дня восходит к слову "радость". Радость от того, что Господь попрал "смертию смерть", разрушил "адову силу", даровал жизнь "сущим во гробех", сделал Свой Гроб источником воскресения. Обо всем этом говорится в текстах пасхальных богослужебных песнопений, которые звучат в храмах в течение сорока дней празднования Светлого Христова Воскресения. В этот период мы "смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало", как поется в пасхальном каноне, - сказал иерей Игорь Данильчик. - В это время мы приветствуем друг друга словами: "Христос воскресе!" - и отвечаем словами: "Воистину воскресе!". Мы делимся радостью о том, что смерть побеждена. И эту радостную весть несем нашим усопшим, которые пребывают в ожидании будущего восстания и обновления, вечной жизни. И этот день становится днем общей радости - нашей и наших почивших близких, потому что мы, совершая о них заупокойные молитвы, в то же время призываем их разделить с нами ту радость, которой радуемся в этот пасхальный период. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
Пресс-секретарь Гродненской епархии пояснил, что начиная со Страстной седмицы, которая посвящена воспоминанию о последних днях земной жизни Христа Спасителя, в праздник Пасхи и на Светлой седмице церковь не совершает панихиды по усопшим и другой гласной - то есть во всеуслышание - молитвы о них за богослужением по той причине, что это время сначала общецерковной скорби о страданиях и крестной смерти Сына Божия, а потом - время великого торжества и радости о Его воскресении, и соответственно заупокойные возглашения в этот период неуместны. "А вторник следующей недели после Светлой седмицы - это первый день, когда совершается поминовение усопших гласным образом, вслух. После литургии первый раз после Страстной и Светлой седмиц совершается панихида, которая на Радуницу приобретает иной смысл - пасхальный, торжественный. Она состоит из пасхальных стихир, тропарей и прочих песнопений и поется радостно", - рассказал иерей Игорь Данильчик.
Когда еще поминают усопших?
По словам клирика прихода храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба в Гродно, в течение года есть несколько дней, когда православные верующие поминают усопших. "Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются Вселенскими, а сами дни - Вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом: суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном суде, Великопостные родительские субботы - на второй, третьей и четвертой седмицах Великого поста, Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения - парастасы, а после литургии бывают Вселенские панихиды", - отметил иерей Игорь Данильчик.
Кроме этих общецерковных дней, Русская православная церковь установила еще некоторые, а именно Радуницу (Радоницу) - пасхальное поминовение усопших бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник. Димитриевская родительская суббота - день особого поминовения воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября - дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Поминовение воинов, павших на поле брани за веру и Отечество, также совершается в День Победы в Великой Отечественной войне (9 мая по новому стилю) и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября по новому стилю).
Радуница и проводная неделя
Как рассказал иерей Игорь Данильчик, Радуница как день особого поминовения усопших отмечалась нашими предками еще задолго до того, как Русь стала христианской. Как и большинство народов древности, славянские племена, населявшие территории нынешних Украины, Беларуси и европейской части России, не сомневались в существовании загробного мира. Предки верили, что после смерти человека его душа переселяется в царство мертвых. В честь предков полагалось устраивать ритуальные обеды - тризны. Радуница была одним из таких поминальных дней. На могилах в честь умерших произносились тосты, а часть вина выливалась на землю. То же самое проделывалось и с едой: славяне верили, что принесенная на могилы пища попадает на тот свет, и предки могут ею полакомиться. Некоторые люди до сих пор соблюдают эти традиции, не думая о их языческом значении и не понимая, что они противоречат христианскому учению. После принятия крещения на восточнославянских землях церковь наполнила христианским содержанием языческие погребальные обряды и сам культ предков, что придало новый духовный смысл старым традициям. "Как видим, у Радуницы два пласта - языческий и христианский. К сожалению, для многих первый из них кажется более привлекательным в силу своей внешней эффектности и легкости в исполнении. Ведь это же совсем нетрудно: прийти на кладбище, сказать несколько теплых фраз о покойном, выпить и закусить, а потом оставить часть обеда на его могиле. Куда тяжелее постоянно молиться об умершем и делать добрые дела в его память - искренне, непринужденно, бескорыстно. Но только так и никак иначе можно помочь нашим родным, которые переступили чертог вечности, - любовью, молитвой, добром. Иначе и на кладбище ходить нечего - все равно толку не будет. Ни на этом, ни на том свете", - отметил клирик прихода Борисоглебской церкви.
"Проводная неделя - первое воскресенье после Пасхи, день поминовения усопших предков, который у славян имеет языческое происхождение и своими корнями уходит в дохристианскую эпоху. Славяне поминали почивших родственников во время весеннего обновления природы, что символизировало круговорот жизни и смерти. Согласно народным поверьям, к Пасхе, на Великдень, Бог отпускает умерших на землю. Усопшие посещают места своей земной жизни, наблюдают за своими потомками и тем, как они живут. В первое же воскресенье после Пасхи души предков возвращаются в загробный мир, а живые посещают кладбища, приводят в порядок места захоронения и оставляют на могилах различные приношения - еду и питье. Еще раз подчеркну, что эта традиция является языческим пережитком и к христианству не имеет никакого отношения. В церковном календаре первое воскресенье после Пасхи - Фомино воскресенье, или Неделя о Фоме: день, когда Православная церковь вспоминает явление воскресшего Христа апостолу Фоме, который, узнав о том, что Спаситель воскрес из мертвых, вначале не поверил этому", - сказал иерей Игорь Данильчик.
Как провести Радуницу?
На Радуницу христиане ходили на кладбища уже в III веке. "Об этом писал святитель Иоанн Златоуст: "Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…" Придя на кладбище, нужно позаботиться о чистоте и красоте места, где покоятся наши близкие: прибрать могилы, укрепить обветшавшие надгробия и кресты. Также на кладбище обязательно нужно помолиться об упокоении душ почивших. В этот день священники посещают места захоронений, где служат панихиду с собравшимися там прихожанами. Затем, по желанию родных, на могиле усопшего может быть совершена лития - сугубое молитвенное прошение об упокоении его души. Там, где есть на кладбище церковь, на Радуницу совершается Божественная литургия", - заключил иерей Игорь Данильчик