Виктор Калина: «Пою о том, что пережил»
Виктор Калина – белорусский и российский автор и исполнитель, который работает в жанре эстрадного шансона. 48-летний музыкант – автор более 500 песен и 200 стихов. Им записано 16 сольных альбомов, шестнадцатый – под названием «Состояние души» – вышел в прошлом году.
Накануне концерта в Барановичах Виктор Калина дал интервью нашей газете.
– Ваша биография похожа на увлекательный роман: вы получили музыкальное и медицинское образование, занимались экстремальной йогой, профессионально гоняли на велосипеде, стали мастером спорта по рукопашному бою, изучали восточную философию, теософию и парапсихологию, участвовали в фестивалях авторской песни… Могли практиковать в медицине, стать тренером, а выбрали стезю музыкальную. Кто повлиял на такой выбор?
– Все идет из детства. Мои предки родом из Минской области. Отец – из Березинского района, мама родилась под Борисовом, где я, собственно, и вырос. Был дворовым ребенком, в нашей компании у пацанов всегда была гитара. Мне очень хотелось научиться играть на гитаре. А поскольку наша общеобразовательная школа была с эстетическим и музыкальным уклоном, то проблем получить навыки игры на музыкальном инструменте не было.
Но осваивать гитару под руководством педагога можно было только при условии учёбы по классу баяна. Я ненавидел баян, но терпел его ради любимой гитары.
– А когда вы начали писать песни?
– Ещё до армии увлёкся авторской песней – рос на песнях Окуджавы и Визбора, потом Розенбаума и Митяева. Бывал на концертах бардовской песни, знаменитых российских Грушинских фестивалях.
Когда вернулся из армии, работал инструктором физкультуры и рукопашного боя. Никогда
не расставался с гитарой – она стала моей отдушиной. Я писал песни и выступал.
– Вы помните свое первое выступление в качестве профессионального музыканта?
– Это было в 1996 году на фестивале «Дожинки» в одном небольшом городке Гродненской области. В том же году вышел и мой первый альбом «Жизнь продолжается». С тех пор отсчитываю свою профессиональную творческую деятельность. В этом году исполнится 20 лет, как я на сцене.
– Свое творчество вы оцениваете как «эстрадный шансон». О чем ваши песни?
– О жизни, о судьбе, о любви. В свое время я попросил моего звукорежиссёра передать в российскую компанию «Русский шансон» кассету моих песен под гитару. Через несколько дней мне позвонили и пригласили приехать в Москву. И я уехал из Беларуси.
Когда пришёл в «Русский шансон», мне сказали, что всё, что я писал до этого, им неинтересно. Сейчас, мол, популярны песни о несвободе. И я много лет писал такие песни. При этом всё равно пытался вводить в них лирику, свои образы. Когда я разорвал отношения с «Русским шансоном» и пошёл на вольные хлеба, начал писать то, что нравится мне. В моем понимании, шансон – это музыка человека, много повидавшего и пережившего. Тебе поверят, если ты поешь о том, что пережил лично.
– Какую песню вы считаете своей визитной карточкой? Кто ваш слушатель и зритель?
– Как правило, 90 процентов зрителей в зале – это женщины. Но я часто выступаю с концертами в воинских частях, и тогда моя аудитория – только мужчины, они хорошо принимают мою патриотическую лирику. А визитной карточкой Виктора Калины я бы назвал песню «Старые
друзья».
– Вы позиционируете себя как российский и белорусский исполнитель. Живете на два дома?
– Мы с женой Светланой, которая является моим директором, живем в усадьбе «Калинова долина» под Смоленском. Там у меня восемь гектаров земли, три озера, деревянные дома для туристов, баня, небольшой семейный ресторан. Там я пытаюсь создать белорусское подворье – что-то наподобие Дудуток. Горшки, плуги, косы – всё тащу из Беларуси. В Беларуси мое подворье назвали бы агроусадьбой.
Работы там хватает. Раз в день беру бензокосу – и пошёл косить. Газа у нас нет, везде стоят камины, устроено специальное каминно-печное отопление. Для него мы с отцом, который живёт у меня с осени до весны, пилим и рубим дрова. Очень часто во время такого занятия в голове рождаются стихи, музыка.
– Каковы ваши планы?
– Долгосрочные – это развитие моей усадьбы, моей «Калиновой долины». Хочется, чтобы у меня там были ещё страусы, пони, лошадь… Я не верю в банковские накопления – они сгорают. Машины, даже самые дорогие, сгнивают. А вот своя усадьба — это то, что можно оставить детям и внукам. За последние четыре года я посадил в своей «долине» около тысячи деревьев. Это туи, клёны, разные виды дубов. Хочется, чтобы мой внук когда-нибудь сказал: «Этому дубу 100 лет. Его посадил мой дед».
А если говорить о ближайшей перспективе, то это, конечно, концерт в Барановичах, на который я жду читателей «Нк» 6 апреля. Зрители услышат красивую, добрую, живую музыку. Вместе со мной выступит молодой российский исполнитель Александр Курган. До встречи в зале Дворца культуры текстильщиков!
Беседовала Светлана ГИЛЬ.