Наверх

Фрагменты жизни в свете рампы

27.03.2014 471 Наш край

…Ещё мгновенье назад мир был погружен в темноту и тишину. Но вот поднимается занавес, и в свете рамп зарождается история, полная человеческих драм и курьезных случайностей, слез и неожиданных радостей.

У истоков

Говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. В полной мере это относится и к театру ГДК«Эксперимент». Когда 60 лет назад вслед за областным центром в Брест уехал  и профессиональный театр, казалось, что театральное искусство покинуло город. Но остались люди, влюбленные в сценическое искусство всей душой и готовые посвятить ему жизнь. И первый среди них – Николай Игнатьевич Сченснович, профессиональный актер, человек, предельно преданный искусству. Он был уверен: Барановичам нужен свой театр. Эта вера и помогла собрать таких же подвижников, каким был сам. И буквально за несколько месяцев из обычных горожан, записавшихся в самодеятельный театр, стали проявляться настоящие актеры – убедительные, глубокие, способные увлечь зрителя.

За десять лет, что Сченснович был режиссером театра, он сумел поставить больше двух десятков пьес, каждая из которых становилась настоящим открытием, мгновенно завоевывала любовь зрителя. Театр гастролировал по Беларуси, часто выступал в Минске. И даже бывшие коллеги Николая Игнатьевича по Купаловскому театру признавали: ему удалось добиться невозможного, Барановичский самодеятельный театр не уступает многим профессиональным коллективам.

Высокая планка, установленная коллективом, позволила ему замахнуться на то, о чем другие самодеятельные лицедеи и думать боялись: в 1962 году на сцене Дома культуры появился… Ленин. Молодое поколение вряд ли понимает, как трудно было добиться права показывать вождя на сцене, тем более самодеятельной. Даже профессионалы иной раз с трудом получали разрешение, а тут какая-то провинциальная самодеятельность. Но Барановичи не побоялись, верили в успех, и директор ГДК, он же актер театра Марк Агранович первым из непрофессионалов на просторах СССР примерил на себя роль Владимира Ильича.

Царица и владыка сцены

С именем режиссера Марии Корнеевны Печенкиной связаны самые громкие успехи коллектива. Театральные старожилы и люди, близкие к закулисью, уверяют, что именно на годы её руководства пришелся пик развития самодеятельного театрального искусства в Барановичах.

Сильная женщина, профессионал, она чуть ли не наизнанку выворачивала каждого участника труппы, заставляя раз за разом повторять одну и ту же сцену, оттачивать движения, добиваться безупречных монологов.

Казалось бы, такая властность и даже некоторая жесткость должны были отпугнуть актеров. Но не тут-то было! Их любовь к сценическому мастерству, соответсвенно и требовательность к себе, только росла.

В 60–70-е годы прошлого века сценическое мастерство могло быть оценено званием «Артист народного театра». Так вот, в Барановичах это звание заслужили более двух десятков человек. В труппе были и актеры, награжденные знаком «За достижения в самодеятельном художественном творчестве» Министерства культуры СССР и Центрального комитета профсоюзов работников культуры.

При весьма скудном бюджете самодеятельного коллектива Мария Корнеевна выдавала такие драматические полотна, как «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, «Мещане» М. Горького, «Светит да не греет» А. Островского, «Сердце матери» С. Кайтова, «Парень из нашего города» К. Симонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева и др.

И очень скоро к самодеятельному театру, успевшему уже заслужить звание «народного», стали относиться как к профессиональному. С соответствующими ожиданиями и требованиями. И коллектив на сто процентов этим требованиям соответствовал. Диплом лауреата Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства за «Свадьбу в Малиновке» (1967 год), Диплом Республиканского смотра-конкурса самодеятельного искусства трудящихся за «Нестерку» (1975)… Список наград, завоеванных нашим театром, можно продолжать бесконечно.

Достойная смена

Театру везло. Все режиссеры, его возглавлявшие, были творческими и преданными сценическому искусству людьми. Таким был и Михаил Стрижов, сменивший Марию Печенкину и представивший зрителю не один десяток высококлассных спектаклей. Михаил Васильевич выходил на сцену и как актер, делая образ очередного героя ярким и запоминающимся.

На время режиссерства Михаила Стрижова выпала смена состава: многие яркие и талантливые актеры уходили – на смену приходило новое поколение. С задачей обновления коллектива режиссёр блестяще справился, став своеобразным связующим звеном между прошлым и будущим.

Михаил Стрижов гордится тем, что научился ставить полномасштабные постановки на 25 рублей (извечная бедность самодеятельных коллективов), что вывел на сцену множество новых актеров, представил барановичскому зрителю интереснейшую и малоизвестную белорусскую драматургию. А также тем, что в его время у театра был свой зритель, следивший за успехами и начинаниями коллектива, не пропускающий ни одной премьеры.

Снова повезло «Эксперименту», когда на смену Стрижову пришла Галина Королёва, которая возглавляла «Эксперимент» 11 лет. Все эти годы она не только развивала театральное искусство в нашем городе, но и проводила серьезную и кропотливую работу по сбору информации о театре. Благодаря ее стараниям сегодня в «Эксперименте» хранятся десятки пожелтевших от времени газетных вырезок и документов, сотни фотографий, отражающих разные времена в жизни театра.

При Галине Королёвой «Эксперимент» снова на высоте. Новые яркие постановки, многочисленные награды, любовь и признание зрителей. Галина Вениаминовна не побоялась представить на барановичской сцене даже Шекспира. Ее постановка «Много шума… или Карнавал в Мессине» принесла коллективу сразу три диплома республиканского фестиваля «Театральные перекрестки». Сама же Галина Вениаминовна с легкой руки журналистов заслужила звание «Королевы театрального искусства».

Искусство должно жить

Евгений Рекеш, нынешний режиссер «Эксперимента», на фоне своих маститых предшественников – совсем ещё юный театральный деятель. Но такой же преданный искусству и так же страстно желающий сделать театр центром культурной жизни города, местом встречи думающих и интеллигентных людей.

И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Постановка «Когда оживает сказка», где Евгений выступил сразу в трех ипостасях – автора пьесы, режиссера и актера,  принесла театру три диплома фестиваля «Театральное Полесье». Кстати говоря, там же диплома был удостоен и Федор Жиляк, нынче заведующий музыкальной частью в театре.

Окрыленному первыми успехами Евгению захотелось возродить лучшее, что было в нашем театре раньше. После долгого перерывал на барановичской сцене снова появились постановки, рассчитанные на взрослую и думающую публику. Первым шагом стала постановка «Ніхто не бачыў, як Купала плача» по пьесе Михася Чарота «На Купалле», тепло встреченная зрителями. Минувшей осенью «Эксперимент» поставил «Свінячыя выбрыкі» по одноименной пьесе современного белорусского драматурга Александра Богдана. Барановичский зритель постановки принял с интересом.

– Уверен, нам под силу решать любые сложные задачи, – говорит Евгений Рекеш. – Главное, что есть единомышленники, люди, готовые поддержать, подставить плечо, дать дружеский совет.

У Евгения, как и у его предшественников, есть мечта. Это – профессиональный театр в Барановичах.

– Есть много молодых талантливых ребят, которые уехали получать актерское образование в Минск, – рассказывает Евгений. – Они готовы вернуться в Барановичи, дарить свое мастерство людям. На мой же взгляд, очень важно сохранить и приумножить то, что есть, но может исчезнуть – театральное мастерство. По-настоящему культурным человеком можно быть только тогда, когда регулярно бываешь в театре, прикасаешься к особой атмосфере сценического искусства, получаешь эстетическое удовольствие. И очищаешь душу…

 

 

 

 

 

 



  • Мы в социальных сетях: