«Юности» – 50 лет. Но она не собирается стареть. Накануне полувекового юбилея, который народный ансамбль танца Дворца культуры «Текстильщик» отметит завтра, журналист «Нашего края» беседует с руководителем прославленного коллектива Эдуардом ЧЕРНЯВСКИМ – о секретах творческого долголетия и не только.
– По-моему, для коллектива, в котором всё держится на инициативе, круглая дата – уже рекорд, достижение. Много ли еще вы, Эдуард Павлович, можете назвать таких долгожителей?
– Конечно же, во всей республике таких коллективов найдется немного. В городе среди ансамблей танца наш, пожалуй, старейший. Знаю точно, есть такой «старожил» в Бресте: заслуженным любительским коллективом Респуб-
лики Беларусь «Радость» руководит Анатолий Воробьев, народный артист Беларуси, который, кстати говоря, создал нашу «Юность» и работал с ней первые три года. С тех пор руководитель я, вот уже 47 лет.
– И вы полны планов?
– Планы должны быть у нового творческого руководителя ансамбля, которому я собираюсь передать ответственность за коллектив.
– Как же так? И кто, в таком случае, ваш преемник?
– Осенью мне будет 75, видимо, пришло время. До семидесяти лет танцевал. Потом случился инфаркт, инсульт. По состоянию здоровья думаю подать в этом году в отставку. Хотя не представляю, как стану жить без «Юности». Захаживать буду точно. Кто будет руководить коллективом дальше – покажет время.
– И всё равно вы очень бодро выглядите. В этом, без сомнения, есть заслуга танца.
– Еще бы! Все девчата, которые танцевали в «Юности», – красивые, стройные. Танец и фигуру, и походку вырабатывает. Движение – это жизнь, а недвижимость –деньги (смеется). Я каждое утро делаю зарядку, упражнения. Много хожу пешком. Борюсь за жизнь. Верно говорят: «Ляжешь – уже не поднимешься».
– Вы не собираетесь стареть. А «Юность»? Какой возраст ее участников?
– Да с чего бы ей стареть? Танцуют у нас, начиная с восьмого класса школы и лет до сорока. В коллективе много молодежи. И она не желает расставаться с «Юностью», даже когда уезжает на учебу в другие города. Сергей Лукашеня учится в Гомеле, но по-прежнему с нами выступает. Артем Пивоварчик – в лицее БГУ, Алеся Куцанова – в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Из Ляховичей приезжает Татьяна Евсей. Екатерина Кучур – студентка БНТУ, да и мой внук Максим, который обучается в этом же университете, приходят на репетиции при первой возможности.
– Целая династия танцоров, получается. Не секрет, что ваш сын – директор детской хореографической школы искусств. Есть ли у вас семейные творческие замыслы?
– Да. Постановки «Мастерицы», «Ой, рана…» помогали создавать сын Геннадий и Людмила, моя невестка. Вместе с сыном мы создавали номер «Мянташка» – трижды он был отмечен на различных конкурсах.
– Кто, помимо вас, с «Юностью» остается вечно молодым?
– Долгое время не расставались с «Юностью» Николай Короб, Василий Комлач, Василий Козарез, Галина и Евгений Шуховы, Виктор Почкайло. Более 30 лет проработали аккомпаниаторами Эдуард Силицкий и Анатолий Демьянко.
Сегодня из долгожителей у меня – Татьяна Маталянец, пусть и молодая она, но лет 28 точно танцует. Вечно молодыми остаются танцы: «Урачыстая прывітальная», «Выкрунтасы», «Русская пляска» – они в репертуаре с самого начала истории «Юности».
– Сейчас многие коллективы пытаются каким-то образом изловчиться, подстроиться под веяния моды, зарубежных тенденций, соригинальничать. Вы не пробовали так экспериментировать с репертуаром?
– Нет, у нас в основном в репертуаре белорусские танцы, хотя есть и молдавские, и цыганские, и венгерские… Мы 46 раз выезжали за границу, в одной только Польше были раз пятнадцать. Поддерживаем тесные связи с танцевальным коллективом из нашего города-побратима Бяла-Подляска «Biawena», которому в июне исполняется 40 лет. Все эти годы ездим друг к другу в гости с концертами. Бывали и в Турции, и в Германии, и в Финляндии, и в Болгарии, и в прибалтийских странах. И коль нас приглашают снова и снова, могу предположить, что зарубежным зрителям наше выступление нравится. В июне опять собираемся в Россию, в город Истру. Мы исполняем танцы многих народов мира, но вот смогут ли они станцевать белорусскую польку – еще вопрос. Белорусские танцы – одни из самых сложных. Зачем подстраиваться под тенденцию, когда можно создавать ее самому?
Наш репертуар постоянно обновляется. В День Победы в Несвиже «обкатывали» новую постановку «Смуглянка». В конце мая на празднике города ее сможет оценить барановичский зритель.
– Как вам удается удержать людей в коллективе? У студентов – ладно, учеба. Но у людей постарше – работа, семья.
– С кем-то надо быть строгим, кого-то нужно и пожалеть. Вот Саша Ивановский и Дима Прончак работают формовщиками на ЖБК. Представьте, отпахали они смену и приходят на репетицию усталые – многого от них не потребуешь, надо скидку сделать. Особенно аккуратен я с девчатами, у них здоровье хрупкое. Но слабинку нельзя давать – иначе могут симулировать.
Я для них, как отец для детей. Увижу: молодежь одета не по погоде, а потом будет «кхе-кхе» – непременно отругаю. А уж о сигаретах или выпивке не говорю – это недопустимо. Практически никто у нас в коллективе не курит.
– Ваш коллектив – школа мастерства для тех, кто собирается сделать выступление на сцене своей профессией. Есть ли среди выходцев «Юности» знаменитости?
– Танцевавший в Юности» Ваня Шеховцов устроился в оперном театре в Словении, Вася Рудко одно время танцевал в балете «Тодес». Пусть не всем суждено стать звездами, но профессионалами из «Юности» выходят многие – любители, прикипев к делу душой, поступают в учебные заведения и получают образование хореографа. Мои ученицы Светлана Рыбак, Ирина Лукиянчук сегодня в числе ведущих преподавателей детской хореографической школы искусств. Дочка Ирины Анатольевны Виктория пошла по стопам мамы, окончила Гродненский колледж искусств, сегодня учится в Белорусском государственном университете культуры и искусств. Недавно участницы «Юности» Дарья Алексейчук, Яна Готовчиц, Карина Кудина тоже выбрали танец в качестве профессионального занятия.
– Чем удивите зрителя, который придет завтра во Дворец культуры «Текстильщик» на юбилей «Юности»?
– Концертом, чем же еще? Горелку наливать не будем! (Смеется). Выступит два состава: молодежь и постарше.
– Какой урок вы преподали бы будущему руководителю «Юности»?
– Многое зависит от характера руководителя. Если он, как я, холерик, горячий, то и коллектив будет заводить так, что он на сцене станет «рвать и метать». Если он по натуре лирик – и коллектив таким сделает. У настоящего танцора должны танцевать не только ноги, но и руки, и глаза, всё тело должно играть! Чтобы уметь танцы ставить, нужно наблюдать за природой, любые жизненные случаи запоминать и вводить в композицию. Ведь танец – это жизнь, что в ней, то и в танце. По крайней мере, для меня, человека, который начал танцевать в десять лет, а в 15-ть уже сколотил свой первый коллектив.