Барановичи посетил уличный художник Евгений Cowek. Всю осень в городе будет находиться выставка его работ.
Причем не в музейном зале, а в уютной гостиной маленькой квартиры в центре.
День открытых дверей Flat-центра – это периодические трели домофона, мягкие бескаркасные кресла, X-box в полном распоряжении гостей, а еще заметная горка печенья и конфет в общем доступе и горячие напитки. Андрей Тяпин, хозяин жилища, в обычные дни эти «метры» сдает в аренду, но сегодня презентует здесь небольшую экспозицию талантливого скульптора, графика, иллюстратора и оформителя из Лиды.
Все вновь пришедшие одаривались сувенирами: в «гостевом наборе» – спички, календарики на три осенних месяца, несколько визиток и возможность выиграть призы в конце вечера. Презент красуется тут же, в уголке. Рядом с ноутбуком с бесплатным Wi-Fi – яркое розовое ведро из пластика. Второй подарок от хедлайнера тусовки – Cowek’а – одна из его концептуальных работ.
– Мы с Женей познакомились в Минске во время тура «На всех парусах» (о нем «Наш край» писал в номере от 13.07.13 – прим. Е. С.), – начал «официальную» часть Андрей Тяпин, певец и музыкант. – Женя был в своей фирменной майке, на которой была изображена одна из его картин.
«Крутая майка» позволила завязать разговор. Где можно достать такие прин-
ты? Оказалось, что Cowek взял с собой ежедневник с оригиналами своих рисунков. Кстати, потрепанную книжицу в черном переплете после пустили по рукам. Редкий художник по-
зволяет заглядывать на страницы своих личных вещей. Отсканированные листы с изображениями из блокнота, нарисованными цветными ручками, сейчас висели в рамках над головами любителей кулуарного искусства.
Cowek – профессиональный художник. Окончил знаменитую минскую «глебовку» (художест-
венное колледж им. А.К. Глебова). Затем учился в Белорусской государственной академии искусств на отделении скульптуры.
В 2007 году всерьез увлекся стрит-артом. Вместе со сторонниками из граффити-комьюнити даже выпустил один номер журнала «Сигнал», посвященного уличному искусству.
– Я рисую с трех лет. Родители это поощряли и сохранили многие мои детские рисунки. Когда я получил художественное образование, стал смотреть на них по-новому – разглядел изюминку. Сейчас хочу это повторить, осовременить пять детских работ. Среди них – радужная лужа, которую я превратил в срез дерева, паровозик, ставший островом с окнами-паутинками, камнями-колесами и вагонами из веток. А желтый танк, нарисованный мной в четыре года, я бы хотел перенести на стену. Возможно, в Барановичах.
Занимательный рассказ перемежался не менее интересным видеорядом. Женя привез два коротких ролика о творчестве белорусских мастеров стрит-арта и документальный фильм о «русском Бэнкси» – Паше 183. В клипах показан процесс создания инсталляций на фасадах средь бела дня.
– Мы решили, что лучше делать работы днем, потому что так привлекаем меньше внимания, – снял вопрос о конспирации Женя.
Хотя иногда художники сотрудничают с владельцами сооружений. Недавно, к примеру, Женя участвовал в росписи двух могилевских пятиэтажек. А еще раньше – водонапорной башни в «Дудутках», музейном комплексе недалеко от Минска. Инициативу в подобных проектах проявляют сами создатели граффити. И часто им требуется серьезная спонсорская поддержка. К слову, материалы для украшения фасадов в Могилеве предоставили предприятия-меценаты.
– Уличные художники придерживаются идеи о том, что город принадлежит людям. И жители должны участвовать в его обустройстве, – формулирует кредо граффити-мастера Cowek.
Показательные фасады могилевских многоэтажек – один из первых масштабных проектов в Беларуси по воплощению этой идеи в жизнь.
Безусловно, не обошлось без вопросов о представленных на выставке работах:
– У большинства из них есть своя история. И книжка, в которой я их создал, – своеобразный дневник в картинках.
Оказалось, что пес хаски – это воспоминание о книгах Джека Лондона. А сова, которую часто изображает рука художника, – символ ночного вдохновения, мудрец, страж творческих находок. Как и многие его коллеги, Женя любит работать с заходом солнца.
В его мире идей и переживаний гранат с трещинкой напоминает о завершившейся лавстори. А ярко-рыжий бородач, над ладонями которого – сердце на тонкой ниточке, – образ, родившийся после расставания.
Примечательно, что в композицию многих рисунков вплетены белорусские орнаменты:
– Раньше я копировал других, заимствовал понравившиеся образы. И переживал, что у меня нет своего стиля. Но затем понял, что он придет с практикой.
Теперь картины Cowek’а обрели узнаваемые черты. И они весьма самобытны. Часто Женя обращается к природным текстурам, например, деревьев: спилы с радужными годовыми кольцами, корни-пауки со множеством кривых «лапок», листья-руки…. Есть еще грибы под шляпками-конусами, которые усыпаны узорами, какие белорусские крестьянки вышивали на праздничных фартуках.
Женя часто использует винил в качестве холста. Уже более 200 пластинок преобразились с его помощью. Одну из них, расписанную спелыми колосьями, вручили победителю из числа посетителей квартирного вернисажа во время розыгрыша. Нашелся и новый обладатель розового ведра.
Андрей Тяпин пообещал, что квартирные экспозиции будут меняться каждый сезон. Осень же пройдет под росчерком Cowek.