Если любишь – обязательно возвратишься туда, где тебе хорошо, где душа нашептывает-подсказывает: «Здесь твое место». В этой нехитрой истине не единожды пришлось убедиться Наталье Довгайло, председателю цикловой комиссии народных инструментов Барановичского государственного музыкального колледжа.
Влюбленные в музыку
О своей будущей профессии она задумалась, еще когда училась в детской музыкальной школе № 2, и спустя некоторое время, окончив музыкальное училище и Белорусскую государственную консерваторию, вернулась туда педагогом.
_
– Мне повезло с учителем. Валерий Николаевич Гридин «горел» музыкой, больше того – обладал даром легко зажигать искру любви к прекрасному у тех, кто был рядом с ним, – говорит Наталья Александровна.
_
Мы беседуем с ней в том самом кабинете, в котором она юной девушкой брала уроки у Валерия Николаевича, на тот момент председателя цикловой комиссии народных инструментов музучилища. Теперь Наталья Довгайло обучает здесь игре на баяне своих учеников. После непродолжительной работы во второй музыкальной она получила повышение, 13 лет отработала заместителем директора гимназии № 2, где был открыт музыкально-эстетический цикл, – и всё же возвратилась в родной колледж.
– Гридин, бесспорно, величина в музыкальном мире нашего города. Многие из его учеников стали лауреатами конкурсов, успешными исполнителями, руководителями музыкальных школ, – продолжает Наталья Александровна. – Но и сегодня рядом со мной работают замечательные педагоги, которые воспитали плеяду талантливых музыкантов: Владимир Иванович Малявко, Леонид Сергеевич Черноус, подготовивший не одного лауреата республиканских конкурсов.
Здесь до недавнего времени работал член Союза композиторов Беларуси Владимир Грушевский. Его «Токатту», написанную для баяна, исполнил на фортепиано небезызвестный барановичский талант Евгений Цимбалист, завоевав во Франции гран-при престижного конкурса. Сегодня Владимир Грушевский всерьез занялся просветительской деятельностью, издает нотную литературу, популяризируя родную культуру, открывает новые имена белорусских композиторов.
О себе, как обычно, Наталья Довгайло скромно умалчивает. Но в Год науки совсем не лишним будет упомянуть, что Наталья Александровна – составитель трех программ, утвержденных Министерством культуры Республики Беларусь: «Специальный инструмент», «Класс ансамбля»,
«Изучение родственных инструментов». По ним работают все музыкальные колледжи Беларуси. Кроме большой методической работы, которую ведет Наталья Довгайло, лучший показатель трудов ее самой и коллег – живая музыка, сотни концертов народной музыки, которые дают воспитанники.
Талантливые ученики
Кто же они сегодня, ученики цикловой комиссии народных инструментов Барановичского государственного музыкального колледжа? Юрий Лейко возглавил минский колледж искусств; Елена Волынец – преподаватель кафедры народно-инструментального творчества в Белорусском государственном университете культуры; победитель высшей лиги мэтров мирового аккордеона Игорь Квашевич дает концерты по всей республике… Да и нынешний директор Барановичского государственного музыкального колледжа Игорь Тулейко – тоже баянист, выпускник народного отделения.
Без сомнения, в ряд достойных имен можно вписать фамилию воспитанника Натальи Довгайло Артема Деревяго, который в следующем году завершит обучение в колледже. К своим 18 годам он неоднократно выступал на «Дожинках» и других мероприятиях республиканского масштаба, а его слушателем не раз становился глава государства Александр Лукашенко.
Еще в 2005 году, играя в коллективе «Аношкаўскія музыкі», юный гармонист удостоился премии специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Когда из деревни Оношки Артем приехал в Барановичи и поступил в колледж, то освоил баян и сейчас играет на нем. И как играет! Два года назад ему и еще одной воспитаннице барановичского музыкального колледжа Ирине Буневич удалось выступить на международном конкурсе «Дни гармоник» в Клингентале (Германия). Сам по себе этот факт – событие.
Конкурс, который к этому моменту изменил название на «Фогтландские дни музыки», имеет давнюю историю, проводится с 1964 года и в профессиональной среде приравнивается по значимости к Кубку мира. Достаточно сказать, что наравне с Артемом соревновались взрослые преподаватели консерваторий.
В Клингентале Артем познакомился с чемпионом мира по баяну Александром Комельковым из России, неоднократным чемпионом мира с Балкан Петрам Маричем, профессором, народным артистом Российской Федерации, автором книги «Искусство игры на баяне» Фридрихом Липсом.
Ирина Буневич поступила в Белорусскую государственную академию музыки, а баянист Артем, который младше ее на 2 года, получил премию Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».
_
На сцене какой бы страны ни выступал Артем Деревяго – России ли, Украины, Литвы, Латвии, Польши, Франции – всюду он знакомит слушателя с нашей белорусской культурой.
_
Больше всего запомнился Артему случай на конкурсе в Столбцах.
– Конкурентами оказались профессионалы лет под 30. Мое выступление подходило к концу, и тут меня уколола мысль: «Неужели я не могу сделать ничего большего?» Решение пришло спонтанно. Неожиданно для всех я занес инструмент за спину, закрыл глаза – и продолжил играть, – рассказывает музыкант. – Среди публики воцарилась абсолютная тишина. Когда я открыл глаза, то увидел, что жюри снимает меня на видео телефонами. А зал – в шоке. Зрители медленно, один за другим, будто солдатики, начали вставать. Спустя некоторое время раздались овации.
Читатель, возможно, удивится, но Артем, в отличие от ровесников, равнодушен к компьютеру, больше увлекается спортом. Ну а главным хобби всё равно остается деятельность артиста. Нужно ли задавать вопрос, кем этот молодой человек хочет стать в будущем?
– Основное место в моем репертуаре занимает фольклор, белорусская музыка. Но играю я и полифонические произведения. Те, кто считает, что на баяне невозможно сыграть джаз, не слышали хорошего исполнения и хорошего исполнителя, – уверен Артем Деревяго. – Вообще, считаю, баян – универсальный инструмент, на нем возможно всё.
Виталий ГЕРЦЕВ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.