Наверх

15 февраля Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господня

15.02.2016 346 Наш край
Фото Бориса НОВОГРАНА
Фото Бориса НОВОГРАНА

Через сорок дней после Рождества Христова, 15 февраля, Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господня. По иудейскому религиозному закону женщина, родившая ребенка, через сорок дней должна была явиться в иерусалимский храм для принесения благодарственной и очистительной жертвы Богу. Исполнить этот законный обряд пришла в Иерусалим и Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом и праведным Иосифом Обручником.

В это время жил в Иерусалиме старец Симеон. По церковному преданию он входил в число семидесяти толковников, которые переводили на греческий язык еврейский текст Священного Писания Ветхого Завета. Симеон переводил Книгу пророка Исайи. Когда он дошел до места: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» (Ис. 7; 14), то усомнился в правильности текста и решил заменить слово «Дева» на более подходящее слово «женщина». В этот момент ему было открыто, что текст пророка верен, а сам Симеон не умрет, пока не увидит своими глазами исполнение пророчества.

По внушению Божию, глубокий старец Симеон пришел в храм в то же время, что и Святое семейство. Именно он встретил у входа в храм Пресвятую Деву и принял из Ее объятий в свои дрожащие старческие руки Богомладенца.

Именно в Нем, беспомощном младенце, старец прозрел Того, Кого ожидал иудейский народ, о Ком предсказывали все пророки, в том числе и Исайя, Того, Кого сам Симеон ждал долгие триста лет своей жизни. Провидя духом приближение собственной смерти, праведный Симеон сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2; 29–32). После этой молитвы старец обратился к Деве Марии с пророческими словами о нелегкой земной жизни Ее новорожденного Сына: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк.2; 34–35).

Совершив законный обряд, праведный Симеон отдал Младенца Матери и ушел. Он шел умирать. Его долгая жизнь, длившаяся несколько столетий, подошла к концу. Он увидел воплотившегося Бога, держал в своих руках Творца Вселенной.

Слово «сретение» означает «встреча». В богослужебных текстах этого праздника особой темой выделяется именно тема встречи, Сретения, исполнения ожиданий. В лице старца Симеона и Богомладенца Христа встретились Ветхий и Новый Заветы. Ожидание этой встречи наполнило всю жизнь Симеона. За долгие годы его жизни тысячи женщин с новорожденными детьми на руках приходили в иерусалимский храм, и ни в одном из них он не видел Ожидаемого.

Симеон старел, в нем давно утихли все страсти и желания, мимо протекала жизнь, менялись правители, поколения, умерли все, кого он знал и любил. Симеон жил и ждал. По слову протопресвитера Александра Шмемана, жизнь старца Симеона стала сплошным ожиданием, она стала сплошным «накануне». Он дождался, потому что верен Бог в своих обещаниях. Симеон смог осязать истинность Божественных слов.

Жизнь дается каждому человеку только ради того, чтобы подготовиться, захотеть, сделать возможной встречу с Богом. Именно ради этой единственно встречи, Сретения, живет человек. И если жизнь проводится так, что не приближает этой священной встречи, то все зря. Но ежели Бог, ни в чем не нуждающийся, воплотившись, Сам вышел навстречу человеку, то не будет оправдания мне, не проявившему и капли усилия воли и духа для того, чтобы приблизиться к Нему.

P.S. На Сретение принято освящать свечи. Обычай этот был привнесен в православную богослужебную практику из католицизма в XVII веке, когда киевский митрополит святитель Петр Могила издал свой требник. Составляя его, святитель пользовался в числе прочих книг и римским требником, в котором подробно описаны торжественные шествия с зажженными свечами в праздник Сретения. С помощью этих шествий Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В частности, славяне праздновали в этот день Громницы.

Магическое отношение к сретенским свечам является заблуждением, языческим пережитком почитания огня, связанного с культом Перуна.

Церковь освящает свечи на Сретение в знак просвещения мира светом Христовой истины, светом Евангелия, не придавая этим свечам никакого магического значения, не наделяя их никакой чудодейственной силой. Суеверия любого рода приносят только вред человеческой душе, искореняя в ней истинную веру, которая одна только и может творить чудеса: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11;6).

Священник Антоний МОРГУН, настоятель прихода храма Святой Блаженной Валентины Минской.



  • Мы в социальных сетях: