Через сорок дней после Рождества Христова, 15 февраля, Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господня. По иудейскому религиозному закону женщина, родившая ребенка, через сорок дней должна была явиться в иерусалимский храм для принесения благодарственной и очистительной жертвы Богу. Исполнить этот законный обряд пришла в Иерусалим и Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом и праведным Иосифом Обручником.
В это время жил в Иерусалиме старец Симеон. По церковному преданию он входил в число семидесяти толковников, которые переводили на греческий язык еврейский текст Священного Писания Ветхого Завета. Симеон переводил Книгу пророка Исайи. Когда он дошел до места: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» (Ис. 7; 14), то усомнился в правильности текста и решил заменить слово «Дева» на более подходящее слово «женщина». В этот момент ему было открыто, что текст пророка верен, а сам Симеон не умрет, пока не увидит своими глазами исполнение пророчества.
По внушению Божию, глубокий старец Симеон пришел в храм в то же время, что и Святое семейство. Именно он встретил у входа в храм Пресвятую Деву и принял из Ее объятий в свои дрожащие старческие руки Богомладенца.
Именно в Нем, беспомощном младенце, старец прозрел Того, Кого ожидал иудейский народ, о Ком предсказывали все пророки, в том числе и Исайя, Того, Кого сам Симеон ждал долгие триста лет своей жизни. Провидя духом приближение собственной смерти, праведный Симеон сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2; 29–32). После этой молитвы старец обратился к Деве Марии с пророческими словами о нелегкой земной жизни Ее новорожденного Сына: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк.2; 34–35).
Совершив законный обряд, праведный Симеон отдал Младенца Матери и ушел. Он шел умирать. Его долгая жизнь, длившаяся несколько столетий, подошла к концу. Он увидел воплотившегося Бога, держал в своих руках Творца Вселенной.
Слово «сретение» означает «встреча». В богослужебных текстах этого праздника особой темой выделяется именно тема встречи, Сретения, исполнения ожиданий. В лице старца Симеона и Богомладенца Христа встретились Ветхий и Новый Заветы. Ожидание этой встречи наполнило всю жизнь Симеона. За долгие годы его жизни тысячи женщин с новорожденными детьми на руках приходили в иерусалимский храм, и ни в одном из них он не видел Ожидаемого.
Симеон старел, в нем давно утихли все страсти и желания, мимо протекала жизнь, менялись правители, поколения, умерли все, кого он знал и любил. Симеон жил и ждал. По слову протопресвитера Александра Шмемана, жизнь старца Симеона стала сплошным ожиданием, она стала сплошным «накануне». Он дождался, потому что верен Бог в своих обещаниях. Симеон смог осязать истинность Божественных слов.
Жизнь дается каждому человеку только ради того, чтобы подготовиться, захотеть, сделать возможной встречу с Богом. Именно ради этой единственно встречи, Сретения, живет человек. И если жизнь проводится так, что не приближает этой священной встречи, то все зря. Но ежели Бог, ни в чем не нуждающийся, воплотившись, Сам вышел навстречу человеку, то не будет оправдания мне, не проявившему и капли усилия воли и духа для того, чтобы приблизиться к Нему.
P.S. На Сретение принято освящать свечи. Обычай этот был привнесен в православную богослужебную практику из католицизма в XVII веке, когда киевский митрополит святитель Петр Могила издал свой требник. Составляя его, святитель пользовался в числе прочих книг и римским требником, в котором подробно описаны торжественные шествия с зажженными свечами в праздник Сретения. С помощью этих шествий Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В частности, славяне праздновали в этот день Громницы.
Магическое отношение к сретенским свечам является заблуждением, языческим пережитком почитания огня, связанного с культом Перуна.
Церковь освящает свечи на Сретение в знак просвещения мира светом Христовой истины, светом Евангелия, не придавая этим свечам никакого магического значения, не наделяя их никакой чудодейственной силой. Суеверия любого рода приносят только вред человеческой душе, искореняя в ней истинную веру, которая одна только и может творить чудеса: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11;6).
Священник Антоний МОРГУН, настоятель прихода храма Святой Блаженной Валентины Минской.