Хочу поделиться с читателями своими, пожалуй, самыми яркими впечатлениями в жизни – рассказать о четырех незабываемых июльских днях, проведенных на музыкальном фестивале Heineken Open’er в польском городе Гдыня (кстати, побратиме Барановичей), где собралось более 100 тысяч меломанов со всего мира, чтобы увидеть своих звездных кумиров.
Конечно, рассказать обо всем, что я пережил за эту поездку, не получится (попросту не хватит места в газете), но я постараюсь воиспрозвести самые значимые моменты этого путешествия.
Трехградье
Девятый по счету Heineken Open’er Festival проходил на севере Польши в городе Гдыня, который расположен на побережье Балтийского моря рядом с Сопотом и Гданьском (они практически переходят друг в друга и образуют так называемое Трехградье).
Наш польский город-побратим с населением около 250 тысяч человек не может похвастать архитектурными памятниками (ведь он молодой, как и Барановичи), но зато здесь хватает других достопримечательностей: к примеру, есть два музейных корабля – военный корабль «Блыскавица» и учебный парусник «Дар Поможа», Музей океанографии, числящийся в списке самых интересных музейных объектов Польши. Кстати, участникам фестиваля раздавались карты с указанием знаковых мест города, которые, однако, мало кто посетил, все-таки цель приезда была немного другой.
Зато я дважды сгонял на электричках в Гданьск. Дважды – потому что одного раза было недостаточно. Вы бы видели Старый город в Гданьске! Это красивейший архитектурный комплекс XIII – XVIII веков, где находятся основные памятники и строения: Костел Святой Девы Марии (второй по величине в Европе и в то же время самый большой кирпичный европейский храм), Королевский тракт – парадный въезд в город, фонтан Нептуна, городская ратуша, Опатовский дворец и многое другое. Здесь также много музеев, в том числе галерея живописи.
В целом, Трехградье впечатляет. Здесь можно ощутить вкус и средневековой, и современной Европы. Жаль, не хватило времени почувствовать всю прелесть и шарм этих городов.
Фестивальная жизнь
По некоторой информации, на Heineken Open’er прибыли участники из более чем 30 государств: из большинства стран Западной Европы, стран Содружества и даже из Австралии (кстати, австралийцы жили рядом с нами и, как оказалось, ничего о Беларуси не слышали, что, в принципе, не удивительно…).
Наша туристическая группа состояла из сорока человек, почти все – минчане. Дорога в Гдыню заняла около семнадцати долгих и нелегких часов в автобусе.
Фестиваль проходил на арендованном военном аэродроме на окраине города. Всю территорию фэста можно разделить на две основные части: кемпинг и поле, где проходили концерты. Кемпинг – это место палаточного городка, где мы жили (мало кто решился разориться на гостиницу). Палаток было настолько много, что ночью можно было заблудиться (благо всегда горели фонари). Из удобств – биотуалеты и душевые кабинки. Если с первыми дела обстояли неплохо, то помыться было весьма проблематично: часто не было воды и приходилось по нескольку часов стоять в очереди. А в душ хотелось – все эти дни в Гдыне стояла жаркая погода. Зато море (в 15 минутах ходьбы от кемпинга) было теплым, и мы с удовольствием освежались в водах Балтики.
На территории палаточного городка можно было купить еду, воду и прочие мелочи вроде мыла и пенки для бритья. Вся оплата происходила за фестивальную валюту – купоны (один купон – три злотых), или специальные карточки. Цены на фестивале не очень радовали, все было в несколько раз дороже, чем в самом городе.
Что радовало, так это обилие всевозможной халявы, типа бесплатных гелей для душа, одноразовых бритв, презервативов, надувных мячиков, спичек, баночек с «кока-колой» и т.д. От этих бесплатных радостей мы никогда не отказывались. Подумаешь, взял сразу восемь бритв, так ведь дома на сувениры разойдутся…
Стоит отметить, что каждый день выходила полноценная фестивальная газета с последними новостями, музыкальными отчетами, фотками звезд и зрителей. Вообще, всевозможной бумажной продукции здесь хватало, начиная от рекламок местных кафэшек и заканчивая книжечками с описанием групп, принимавших участие в фестивале.
Такие буклеты, кстати, многие использовали для автографов кумиров. Для этой радостной и весьма приятной процедуры была приспособлена специальная палатка, а на большом экране можно было увидеть, кто из звезд и когда будет расписываться. Таких автограф-сессий было немного, но на одну из них я все же попал. Мне удалось заполучить четыре закорючки черным маркером от участников британской рок-группы Skunk Anansie, которую я люблю еще со школьных лет.
А вот фотокамеры с матрицей более 5 мегапикселей проносить на концертную территорию не разрешалось (это могли делать только аккредитованные журналисты). Благо у моей «старушки» всего 4 мегапикселя, поэтому проблем не возникало. Вообще, охранники не разрешали проносить даже воду (мол, покупайте все на месте), тщательно досматривали сумки и пачки от сигарет (проверяли на наличие «косячков»).
Прошел контроль, и ты на главной фестивальной территории. Только представьте, музыканты выступали на семи (!) сценах. Из них три были основными: Main Stage (самая главная, огромная сцена, на которой играли хэдлайнеры фестиваля), Tent Stage (крытая сцена) и World Stage (где выступали артисты в стилях регги, джаз и хип-хоп).
Здесь можно было отведать местной кухни, купить воды или пива, приобрести сувениры. Кстати, насчет пива. Оно, можно сказать, лилось рекой. Ну очень любят европейцы этот пенный напиток.
Если помните, то в июньской публикации «Разыграли участки на Луне» я рассказывал про фестиваль «Рок за Бобров». Так вот организатор обоих этих фестивалей – одна и та же пивоваренная компания. Только в нашей стране на рок-фестивале пить пиво было запрещено. А вот в Польше зрители с удовольствием поднимали себе настроение бокалом холодненького хмельного напитка, из-за чего к вечеру десятки тысяч пустых пластиковых стаканчиков застилали землю, будто снег.
Еще мне запомнилась очень теплая, открытая и дружеская атмосфера на фестивале. Люди (в основном, конечно же, молодые) улыбались друг другу, общались, причем языковой барьер помехой абсолютно не был, молодежь нынче отлично знает иностранный (я не встречал никого, кто бы не знал разговорный английский).
Настроение у всех было исключительно позитивное, поскольку случайных людей на фэсте, пожалуй, не было. Кто решится просто так отдать 100 евро за четыре фестивальных дня? Причем иностранцам приходилось еще тратиться и на дорогу (мы отдали 90 евро на проезд туда и обратно), а некоторым и на визу (для белорусов виза стоила 60 евро). И это не считая затрат непосредственно на самом фестивале. Но, поверьте, эти затраты ничто по сравнению с новыми ощущениями и впечатлениями. Ни один человек не пожалел, что попал на фэст. Даже наоборот, многие договорились обязательно встретиться на Heineken Open’er в следующем году.
Кстати, редакция еженедельника «The Sunday Times» назвала «Open’er Festival» самым лучшим фестивалем за границами Великобритании, выбрав его из двадцати крупнейших музыкальных событий.
Льется музыка
В этом году в фестивале приняли участие такие «монстры» как Pearl Jam, Massive Attack, Skunk Anansie, Cypress Hill, Pavement, Fatboy Slim, Tricky, Kasabian, Empire Of The Sun и многие другие – всего около восьмидесяти коллективов различных стилей и направлений.
Поскольку концерты проходили сразу на семи сценах, то приходилось выбирать, кому отдать предпочтение. Некоторые метались между сценами (а расстояние там приличное), чтобы хоть немного послушать кумиров, выступающих в одно время. Мне повезло больше. Все команды, из-за которых я и поехал на Heineken Open’er, выступали на Main Stage, что избавило меня от необходимости носиться туда-сюда.
В первую очередь я мечтал увидеть и услышать вживую свою любимую команду Pearl Jam – эти парни из Сиэтла на сцене уже 20 лет и 15 лет – в моем сердце. За время своего существования они ни разу не посетили ни одну из стран бывшего СССР. Да и в Польше они последний раз играли более десяти лет назад. Поэтому когда я узнал, что совсем рядом будут выступать мои кумиры, решил во что бы то ни стало поехать на фестиваль, ведь, скорее всего, другой возможности увидеть кумиров не представится.
За три часа до выступления Pearl Jam я занял место около самой сцены, чтобы лучше видеть все происходящее (о чем в итоге сильно пожалел).
Невозможно словами описать и передать то, что творилось у меня в душе во время выступления любимой группы. Представьте, вы о чем-то сильно мечтаете в течение 15 лет, и, наконец, мечта сбывается. Это эйфория, наслаждение, счастье, которое ощущала каждая клеточка моего тела. Музыканты исполняли песни из последнего альбома, а также самые главные хиты, на которых выросло не одно поколение фанатов рок-музыки. Я бы мог долго рассказывать о выступлении Pearl Jam, но, к сожалению, у нас не музыкальное издание.
А пожалел, что оказался около самой сцены, я потому, что там началась ужасная давка. Фанатов, желающих протиснуться поближе, было очень много. В темноте людская масса напоминала море во время шторма. В итоге охранники начали по очереди доставать из-за ограждения людей, которым становилось в толпе плохо (в основном это были молодые хрупкие девушки). Многие помнят о трагедии, которая произошла десять лет назад во время европейского турне Pearl Jam. Один из концертов в датском городе Роскилд закончился печально – перед сценой началась давка, группа прекратила играть и попыталась успокоить публику, однако было слишком поздно – девять человек были задавлены насмерть. Два остававшихся концерта из турне были отменены, и группа, потрясенная трагедией, надолго залегла на дно.
Слава Богу, трагедии на этот раз не произошло. Секьюрити работали на все сто. Не остался в стороне и лидер Pearl Jam Эдди Ведер. Увидев, что начинается давка, он попросил всех сделать три шага назад и тогда продолжил концерт, на протяжении которого периодически успокаивал публику. К середине выступления я отошел на метров тридцать от сцены. Были оттоптаны ноги, зато стало спокойнее и можно было наслаждаться музыкой без посторонних мыслей.
В остальные фестивальные дни в фан-зону я уже не лез, а смотрел концерты с приличного расстояния, при этом особенно не теряя полноты ощущений, ведь на сцене были установлены огромные экраны, на которых все было видно, как на ладони.
Еще запомнились яркие концерты Empire Of The Sun, Skunk Anansie, The Dead Weather, а кульминацией всего фестиваля стало почти двухчасовое выступление британского музыканта Fatboy Slim, исполняющего танцевальную музыку. Если честно, после часа диких танцев (начавшихся в полночь) под зажигательную музыку с великолепным видеорядом я не выдержал, точнее не выдержали мои ноги. Еле-еле я доковылял до своей палатки и мгновенно отключился. Так, кстати, у меня заканчивался каждый день фестиваля. Зато какой был крепкий и здоровый сон на свежем воздухе!
Heineken Open’er – это ярчайшее событие в моей жизни. Впервые для себя я открыл такое направление отдыха как музыкальный туризм. Тем более что в Гдыне есть еще и море. Жаль, что в родной стране не проводятся такие масштабные фестивали, с отличным звуком и мировыми звездами. Ведь это радость видеть рядом тысячи молодых, позитивных и счастливых единомышленников.