С этим населенным пунктом связана судьба многих известных деятелей Великого княжества Литовского. Здесь когда-то гуляли знаменитые поэты, бывал и ученый с мировым именем. Эта деревня также известна как родина талантливого кузнеца. Очередное путешествие «Нашего края» – в агрогородок Крошин.
Откуда название?
Расположился этот населенный пункт на правом берегу реки Щары. В двух километрах – автодорога Брест – Минск. Существует несколько легенд о том, как местечко получило название. Одна из них говорит, что на этом месте было поселение. Однажды на него напали враги и разрушили всё до основания, до крошки. Но жители все-таки восстановили местечко и назвали его Крошин. Вторая легенда связана с произрастанием в этих местах большого количества деревьев крушины, из которых люди строили жилье.
Историк Василий Дубейко в своей книге «Паходжанне назваў населеных пунктаў Баранавіцкага раёна» пишет, что в основе названия – праславянское слово «краса», которое преимущественно в абстрактном значении означало красоту, великолепие.
По страницам истории
В документальных письменных источниках Крошин известен с 1442 года. Именно тогда пан Юрий Гайцевич построил здесь деревянный костел, который стал не только религиозным, но и просветительским центром.
В 1521 году Крошин отдан во владение татарскому князю Маликбашу за военную службу, а с 1523 года перешел к его сыну Муртузу.
Как и многие деревянные строения, костел простоял недолго. Его уничтожили во время войн Речи Посполитой с Россией. Само местечко также подверглось разорению.
В 1628 году построили новый костел. В храме служили талантливые и просвещенные священники. Так, в 1780 году ксендз Кароль Малиновский основал при костеле крошинскую парафиальную школу. Правда, в 1791 году костел сгорел в очередной раз, но его быстро восстановили. А парафиальная школа просуществовала вплоть до 1831 года.
Пострадал храм и во время Первой мировой войны. Лишь тогда было решено возвести его в камне. Примечательно, что в стены костела вмурованы плиты со старинного католического кладбища. На них и сейчас читаются многие надписи.
От Прушинских до Святополк-Завадских
В XVIII – XIX веках Крошин принадлежал роду Прушинских, затем – Валовичей, а после – Радзивиллам из Полонечки. По наследству двор перешел к дочке Матея Радзивилла – Антонине, которая вышла замуж за отставного поручика, обедневшего шляхтича Станислава Гедройца-Юрагу. Породнившись со славным магнатским родом, Станислав стал обживаться в Крошине. К тому же приданое ему досталось неплохое: у имения не было ни исков, ни долгов.
Вероятно, именно Юрага начал строительство в Крошине деревянного двухэтажного усадебного дома. Некоторые исследователи считают, что поместье строилось на месте оборонительного замка Радзивиллов, о котором продолжительное время напоминали остатки рвов и валов.
В 1842 году дочь Антонины и Станислава выходит замуж за Евгения-Роберта Святополк-Завадского. При Святополк-Завадских, последних владельцах имения, в усадьбе были роскошные залы с богатой коллекцией фарфора, была оборудована художественная мастерская, в которой нередко работал сын Евгения Святополк-Завадского Петр. Он писал иконы, коллекционировал старинное оружие, охотничьи трофеи, редкие книги. В усадебной библиотеке нередко засиживался собиратель фольклора Ромуальд Зенкевич.
В 1915 году через территорию усадьбы прошла линия фронта. Дворец и строения были сожжены и больше не восстанавливались.
По парковым аллеям
А вот живописный парк в Крошине сохранился до наших дней. В северо-восточной части его возвышается высокий холм – фамильный склеп бывших владельцев усадьбы. Здесь захоронены Антонина Юрага, (урожденная Радзивилл), а также представители рода Святополк-Завадских.
В свое время по дорожкам парка гуляли Адам Мицкевич и Ян Чечот. А в 1884 году в Крошине побывал великий белорус, ученый с мировым именем, национальный герой Чили Игнатий Домейко. Он приезжал на родину, чтобы поклониться праху своих родных. Когда в Крошине он навещал могилу сестры, по просьбе владельцев усадьбы Домейко со своим другом детства Антонием Одинцом посадили два дуба. Сейчас, к сожалению, осталось лишь одно дерево. Рядом с ним – мемориальный камень.
«Зайграй, зайграй, хлопча малы…»
Крошин известен благодаря талантливому земляку Павлюку Багриму. Правда, чем дальше мы отдаляемся во времени, прибавляется всё больше загадок и сомнений, связанных с его именем.
Родился Павлюк в семье местного кузнеца Юзефа и Марии Стаховских в 1812 году. Когда мальчик подрос, ходил в школу при костеле. Тогда ею руководил ксендз Войтех Магнушевский. Это был высококультурный человек, воспитанный на идеях французского просвещения.
Согласно одной версии, именно в школе мальчик познакомился с вольнодумной поэзией и начал пробовать писать стихи.
Когда в 1826 году хозяином усадьбы стал Станислав Юрага, он рьяно взялся за правление. В первую очередь он хотел добиться признания всех крошинцев крепостными крестьянами и присоединить их земли к своим владениям. Люди сопротивлялись, искали справедливости. Но Гродненский суд стал на сторону помещика. В итоге в 1828 году крестьянские волнения переросли в настоящий бунт, который некоторые источники даже называют «крошинским восстанием». Для его подавления потребовалось вмешательство солдат. Безусловно, было проведено следствие, искали виновных. Одной из причин беспорядков пан Юрага назвал школу при костеле. Ее приехали проверять важные чиновники. Об этом событии сохранилось свидетельство новогрудского адвоката Игната Яцковского, который в 1854 году в Лондоне издал «Повесть моего времени, или Литовские приключения» тиражом три экземпляра. Там есть эпизод, как ксендз Магнушевский знакомил приезжих с поэтическим талантом 15-летнего воспитанника Павлика (так ласково называл его священник). Подросток на белорусском языке читал свои грустные элегии, среди которых «Зайграй, зайграй, хлопча малы…».
Некоторые краеведы склоняются к тому, что не Багрим, а именно адвокат Игнат Яцковский был автором этого стихотворения. Возможно, это и так. Но ценность самого произведения от этого никак не умаляется.
…После следствия расправа над крошинцами была жесткой: более тридцати крестьян прогнали через строй, некоторых выслали в Сибирь. Что касается юного Павлюка Багрима, то по одной из версий, его забрали в рекруты (в солдаты), откуда он вернулся уже взрослым мужчиной. По второй, Павлюк избежал наказания и уехал из местечка.
Главный же свидетель, который мог подтвердить или опровергнуть поэтический дар Багрима, ксендз Войцех Магнушевский, во время расследования, несправедливого и пристрастного, скончался.
Хенд-мейд из металла
По возвращении на родину Павлюк Багрим занялся кузнечным ремеслом. И надо сказать, преуспел в этом. Талантливого кузнеца знали далеко за пределами родного местечка. Об этом говорит следующая запись: «…в 1859 году Багрим блестяще выполнил заказ православного минского архиепископа Михаила Голубовича, сделав для него два французских замка с засовами для дверей, а также старый замок с доделанным засовом и три перочинных ножика».
Нашла свое подтверждение и такая легенда о мастерстве Павлюка. Однажды местный помещик попросил его сделать бритву по иностранному образцу. Через какое-то время кузнец принес две бритвы. Помещик долго рассматривал и выбрал ту, которая показалась ему лучшей. Оказалось, что он взял изделие Павлюка.
К сожалению, до наших дней дошло лишь одно творение кузнеца-самородка – знаменитая люстра-жирандоль, которая и сейчас украшает костел Божьего Тела. Ажурная люстра из чугуна и бронзы сделана по заказу Петра Святополк-Завадского. Об этом есть соответствующая надпись. Другой же «автограф» подтверждает, что люстра «по бостонскому образцу» выкована именно Павлюком Багримом «в Крошине над Щарой в 1881 году».
Прямо за костелом – могила легендарного поэта и кузнеца. Хотя опять-таки некоторые краеведы ставят это под сомнение.
В 2016 году агрогородок впервые принимал участников и гостей праздника кузнечества «Крашынскі перазвон»
Слава «Победы»
Богатую историю Крошина в советское время достойно продолжил коллектив знаменитого колхоза «Победа», слава которого гремела не только на всю республику, но и на весь Советский Союз.
Принципы рачительного хозяйствования здесь заложил Абрам Мацковский, участник Великой Отечественной войны (сражался на Сталинградском, Карельском, Северном фронтах, имел множество наград).
Он возглавлял «Победу» с 1957 по 1978 год. Досталось хозяйство председателю не лучшее. Лишь благодаря грамотному руководству, трудолюбию людей колхоз сумел выйти на передовые позиции. Под руководством Мацковского в 1963 году «Победа» занимает первое место в Брестской области по урожайности зерновых, неоднократно становится победителем Всесоюзного социалистического соревнования. В 1967-м колхоз награжден орденом Трудового Красного Знамени.
За успехи в выполнении планов и социалистических обязательств Абраму Мацковскому в 1976 году присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Такой же высокой награды четырьмя годами ранее был удостоен еще один труженик «Победы» – Александр Бобко.
– С ранних лет я работал на земле. Когда мой отец умер на войне, я был самым старшим в семье, поэтому стал кормильцем. Обрабатывал около пяти гектаров земли. Конечно, тогда не было техники, всё приходилось делать вручную: косить, сеять, жать и сажать, – вспоминает Александр Митрофанович.
После службы в армии в Новороссийске в 1952 году он вернулся на родину и работал в колхозе. В 1956 году был назначен начальником полевой бригады.
– В поле мы работали с пяти утра до поздней ночи, иначе просто было нельзя, поскольку хотели получить результат, – говорит Александр Бобко.
Сейчас Александру Митрофановичу 88 лет. Трудолюбие и хорошее настроение он называет главными секретами долголетия.
Не менее успешно трудился и преемник Мацковского – председатель-фронтовик Георгий Козляк. При нем в хозяйстве росли урожаи, продолжалось строительство жилья. По воспоминаниям людей, Георгий Владимирович умел зажечь специалистов, настроить на продуктивную работу.
Со временем «Победа» была переименована в «Крошин». К нему впоследствии присоединили еще три сельхозорганизации – «Подлесейский край», «Пригород» и совхоз имени Чернышёва.
И сейчас ОАО «Крошин» – одно из ведущих сельскохозяйственных предприятий Барановичского района. Более 20 лет руководит им Владимир Щербацевич, стараясь не только сохранить, но и приумножить лучшие традиции, доставшиеся от предшественников.
Точка притяжения
Более 50 лет жителей Крошина объединяет Дом культуры.
– Наш творческий дом расположен в красивейшем месте, на окраине старинного парка, – говорит директор Дома культуры Юрий Пшевлоцкий. – В любую пору года глаз радуют неповторимые пейзажи.
История создания ДК непосредственно связана с именем бывшего руководителя «Победы» Абрама Мацковского. Именно с его легкой руки в 1965 году Дом культуры распахнул свои двери. Немало внимания уделял культурному развитию села и Георгий Козляк.
– Сам я родом из Задвеи, – рассказывает Юрий Пшевлоцкий. – Когда учился в школе, как-то пришлось выступать на зональном конкурсе самодеятельности в Крошине. Вы не поверите, какое на меня тогда произвел впечатление их Дом культуры. Это был настоящий дворец. А какая сильная была самодеятельность! У меня даже проскользнула мысль: вот бы мне работать здесь.
Спустя годы мечта Юрия Станиславовича стала реальностью. Он возглавил Крошинский ДК в 2010 году. С первого дня засучив рукава новоиспеченный руководитель старался вернуть ему то величие, которое отличало его в советские времена. Благодаря помощи райисполкома, руководителя хозяйства, сельсовета провели ремонт здания, благоустроили прилегающие территории, парк, закупили теннисный и бильярдный столы, музыкальные инструменты, видео- и звукоусиливающую аппаратуру, костюмы для художественной самодеятельности. Дом культуры вновь отличился своим внешним видом.
Сейчас изюминка Крошинского ДК – не только круглый зал с его необыкновенной люстрой, но и уникальный музей народных сценических костюмов. А начался этот музей с личной коллекции Юрия Пшевлоцкого. Первые костюмы он собирал практически со всех деревень Барановичского района. Некоторые из будущих экспонатов были давно списаны, но вместе с супругой Юрий Станиславович смог привести их в порядок.
Со временем коллекция пополнилась костюмами Государственного народного оперного театра, Государственного академического народного хора имени Титовича, заслуженного коллектива Республики Беларусь народного ансамбля песни и танца «Полесские зори», а также других коллективов республики.
Еще примечателен Крошинский ДК музеем музыкальных инструментов и технических средств, которые опять-таки многие годы коллекционировал Юрий Пшевлоцкий.
Участок Ивана Дырды
Более тридцати лет живет в Крошине Иван Дырда.
– Родом я из деревни Трацевичи. В сельхозтехникуме получил популярную в свое время профессию автомеханика, – рассказывает о себе мужчина. – Вернулся в родную деревню, устроился на работу в колхоз «Большевик». Женился. Но в хозяйстве получить жилье в ближайшее время не представлялось возможным. В вашей газете я как-то прочитал, что колхозу «Победа» требуются специалисты. Решил попробовать, а принимал меня на работу Георгий Козляк.
По словам Ивана Константиновича, производство сельхозпродукции в «Победе» было на высоком уровне, коллектив специалистов сплоченный. Тогда хозяйство кроме зерновых специализировалось на выращивании картофеля и льна. У «Победы», возможно единственной в районе, был открыт валютный счет, льноволокно колхоз поставлял на экспорт.
За эти годы Крошин стал родным для мужчины. Более 20 лет он возглавляет производственный участок № 1, который занимает сейчас территорию бывшего колхоза «Победа».
Сам Иван Константинович – разносторонний человек, активный общественник. Он – председатель крошинского охотколлектива, староста агрогородка, возглавляет добровольную дружину. Также увлекается пчеловодством и садоводством. Но, как признается, полностью посвятить себя этим занятиям сможет лишь на пенсии.
«Стараемся поддерживать друг друга»
– Родом я из Столинского района. За несколько месяцев до Чернобыльской трагедии учителя Брестчины, среди которых была и я, приезжали в одну из школ Барановичского района по обмену опытом, – рассказывает Любовь Пытель. – Когда произошел взрыв реактора, наша местность попала под выселение. Две ночи мы просидели на чемоданах в школьном спортзале. С мужем приняли решение уехать. Куда? Тогда я вспомнила о Барановичском районе, который мне приглянулся во время командировки.
Правда, планировали вначале поехать в другой населенный пункт, но нам посоветовали заглянуть в Крошин, который впоследствии стал нашей второй родиной.
Муж Любови Ивановны устроился в хозяйство, а она – учителем начальных классов в школу. Вначале семья Пытель жила в Скарчево, а после хозяйство им выделило дом в Крошине.
По словам Любови Пытель, когда она пришла работать в школу, директором была Галина Сергеевна Скрибук.
– Она талантливый и справедливый руководитель, смогла сплотить наш коллектив, – говорит Любовь Ивановна. – Даже сейчас, будучи на пенсии, мы поддерживаем со всеми коллегами теплые отношения, стараемся помочь и в радости, и в горести.
По словам женщины, в Крошине есть всё необходимое для полноценной жизни: хорошее транспортное сообщение, инфраструктура.
– Вся местность в округе – сплошная история. Очень любим с бывшими коллегами гулять по парку, вокруг водоема, посещать мероприятия в Доме культуры, – говорит она. – Наш агрогородок недалеко от города, много жилья строят молодые семьи. Так что жизнь в Крошине не останавливается.
Инна ГОНЧАР