Наверх

Опытом социализации детей с нарушением слуха в условиях учреждения дошкольного образования поделились на республиканском уровне барановичские специалисты

03.03.2021 0 207 Наш край

Опыт работы яслей-сада № 47 г. Барановичи по социализации детей с нарушением слуха в условиях учреждения дошкольного образования был представлен на заседании Республиканского совета руководителей учреждений дошкольного и специального образования «Инклюзивные процессы в дошкольном образовании: опыт и перспективы», который состоялся в режиме видеоконференции 26 февраля 2021 года.
 
1-detsad-sluh.jpg

Специальная группа для детей с нарушением слуха функционирует в учреждении с 1982 года. Группу посещают дети с 2 лет, среди которых слабослышащие и глухие дети, а также дети с кохлеарным имплантом.

Развитие речи при нарушении слуха возможно только в условиях специального обучения и при взаимодействии всех участников коррекционно-образовательного процесса: учителя-дефектолога, воспитателей дошкольного образования, педагога-психолога, музыкального руководителя, администрации учреждения дошкольного образования, законных представителей, врача-сурдолога. Деятельность участников коррекционно-образовательного процесса координируется группой психолого-педагогического сопровождения учреждения дошкольного образования, определяется стратегия и тактика помощи каждому ребенку.

В группе для детей с нарушением слуха создана адаптивная образовательная и слухо-речевая среда, которая наполнена в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников.

Формирование устной, письменной и дактильной речи учитель-дефектолог-сурдопедагог Жгун О.В. осуществляет на занятиях по образовательной области «Развитие речи», на которых формирует и развивает разные виды речевой деятельности: слушание, слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение, глобальное чтение, аналитическое чтение, дактилирование, письмо, чтение с руки, работа с разрезной азбукой, фонетическую ритмику. Ведущей формой организации индивидуально-коррекционной работы с детьми с нарушением слуха являются ежедневные индивидуальные коррекционные занятия.

Работу по формированию речи, развитию слухового восприятия, музыкальной стимуляции включают в педагогическую деятельность воспитатель дошкольного образования Бернат Н.В. и музыкальный руководитель Смоляр В.М.

Активно осуществляется внедрение в коррекционно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения, что способствует формированию у воспитанников мотивационной, интеллектуальной готовности к жизни в современном обществе, то есть социальной адаптации.

На протяжении всего периода нахождения ребенка в учреждении дошкольного образования проводим систематическую и целенаправленную работу с семьями воспитанников с нарушением слуха. Приглашаем на дни открытых дверей, организуем консультации, проводим родительские конференции.

2-detsad-sluh.JPG

Для детей организовываются игровые и развивающие центры: «Малыши-крепыши», «Развивай-ка», «Умелые пальчики», «Театр и сказка». Родители имеют возможность получить профессиональную консультацию руководителя и специалистов учреждения дошкольного образования, врача-сурдолога, врача-офтальмолога по вопросам развития и обучения детей дошкольного возраста, включая детей с особенностями психофизического развития.

Родители также становятся активными участниками проектной деятельности. Включаясь в проекты, дети и взрослые активно сотрудничают в решении задач, обмениваются полученной информацией, презентуют результаты деятельности. Так, результатом проекта «Транспорт» стало создание выставки совместного творчества детей и родителей «Мы – инженеры-конструкторы».  

3-detsad-sluh.jpg

Длительный период времени в учреждении педагоги, дети и их родители включены в общий садовый проект – журнал «Садочек». Посредством создания и выпуска журнала освещаем образовательный процесс в реализации годовых задач учреждения дошкольного образования, в том числе – коррекционно-педагогический.

4-detsad-sluh.jpg

Для раскрытия творческого потенциала воспитанников организовываем коллективные и персональные выставки детских работ, тематические фотоколлажи. Организуем совместные музыкальные праздники: Новый год, выпуск в школу, «Мамин праздник». Традиционными стали проводимые в учреждении досуги: дни психологического здоровья, дни здоровья, совместные театральные постановки и др.

Заняла свое место в жизни учреждения благотворительная акция «Дети – детям», которая ежегодно проходит в рамках преемственности в работе с гимназией № 3 г. Барановичи в период рождественских праздников. Через включение обучающихся и законных представителей в активную социальную деятельность по оказанию помощи детям с особенностями психофизического развития у них есть возможность проявления чуткости, доброты и милосердия. К встрече гостей воспитанники учреждения, в том числе дети с нарушениями слуха и зрения, готовят представление, состоящее из ярких творческих номеров.

5-detsad-sluh.jpg

Опыт работы коллектива показывает, что в условиях учреждения дошкольного образования возможно создание соответствующих условий для полноценной и успешной социализации детей с нарушением слуха. Эти дети не изолированы, а включены в постоянный процесс взаимодействия со всеми воспитанниками учреждения дошкольного образования.

Используемые формы работы способствуют адаптивной социализации детей с особенностями психофизического развития, формированию толерантного отношения к ним у всех участников образовательного процесса.

6-detsad-sluh.jpg

Государственное учреждение дошкольного образования «Ясли-сад №47 г.Барановичи» (ул. Гаевая, 57)

Юрчик Н.И., заведующий
Попевская М.А., заместитель заведующего по основной деятельности




  • Мы в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий