29 июля – Финогеев день. Считалось, что ко дню Афиногена, или Финогея, как его называли на Руси, лето проходит самую знойную пору. Сам же праздник имел огромное значение для крестьян, во многих районах начинали жать рожь. В этот день обращали внимание на следующие приметы. Если ботва у моркови поникала – это предвещало дождь. А когда начинались частые туманы, можно было готовиться к сбору грибов. Лето же неуклонно приближалось к осени, птицы переставали петь. «На Афиногена и пташка задумывается», «Заря ходит – птичьи перья подбирает», – замечали люди, пишет СТВ.
30 июля – Марина с Лазарем. На Руси день Марины с Лазарем считался временем зарниц, молний без грома и дождя, которые предвещали пожары и иссушали зрение. Смотреть на них категорически запрещалось. Кроме того, мудрые люди предупреждали: «Сухая молния калит хлеб в цвету, наводит ржу на траву». В эти дни крестьяне начинали задумываться о приближающихся холодах. Считалось, что осень будет такой, как в этот и последующие три дня.
1 августа – Макринин день. На Руси святую нередко называли, немного искажая имя, Макриной, и не случайно: по тому, насколько «мокрый» этот день, судили о приближающейся осени. Так и говорили: «Макрина мокра – и осень мокра». В то же время осадки сулили хороший урожай на следующий год: «Коли на Макрину дождь, уродится рожь». Эта же примета обещала, что в лесу будет много орехов.
2 августа – Ильин день. С Ильина дня начиналась осень, несмотря на то, что по календарю до нее было еще далеко. Ночи становились холодными, случались и утренние заморозки, а дневная жара сходила на нет. С этого дня люди переставали купаться (кстати, этот обычай жив и сейчас). «Илья Пророк бросил в воду ледяшок»; «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». Дни делались заметно короче. «Петр и Павел час убавил, а Илья Пророк два уволок», – подмечали люди и добавляли: «С дня Ильина ночь длинна».