Наверх

Как работает инклюзивный лагерь в барановичской школе

25.06.2019 937 Наш край

Каникулы ‒ время, которое всегда является долгожданным и желанным, дает возможность отдохнуть от учебных дел и посвятить себя тому, что приносит удовольствие. Воспитательно-оздоровительные учреждения образования предоставляют ребятам уникальную возможность не только отдохнуть после напряжённого учебного года, но и значительно расширить практический опыт, совершенствовать личностные возможности, приобщиться к культурным и образовательным ценностям, войти в систему новых социальных связей. Для детей с особенностями психофизического развития правильно организованный летний период не менее важен. Поскольку дает возможности для социализации, изменения круга и характера общения, повышения эффективности функционирования в различных средах обитания.

На базе средней школы № 13 г. Барановичи был организован инклюзивный лагерь. Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Радуга» позволил объединить ребят возрасте от 6 до 14 лет с нормативным типом развития и с особенностями психофизического развития.

Подготовительный этап в нашем лагере начался задолго до его фактического открытия. Формирование материально-технической базы лагеря предполагало создание предметной среды, учитывающей потребности всех без исключения детей лагеря. Организация подвоза и пандусов для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата, свободное передвижение в помещениях лагеря (столовой, санузлах, местах для занятий по интересам), а также продуманность использования оборудования и инвентаря различного назначения (от спортивного инвентаря до элементов предметной среды, создающих аудиовизуальный и зрительный фон лагеря) ‒ одна из важнейших задач подготовительного этапа.

Не менее важна подготовка педагогического состава: учителей-дефектологов, психологов, педагогов дополнительного образования, воспитателей, осуществляющих сопровождение детей с аутизмом, ‒ словом, всех тех, кто коммуникативно и деятельно влияет на жизнедеятельность детей в лагере. В целях повышения профессионализма педагогов была проведена серия обучающих семинаров-практикумов, где каждый имел возможность поделиться уже имеющимся опытом работы в оздоровительном лагере, получить ответы на вопросы.

Еще один компонент подготовительного этапа ‒ «идеология лагеря» ‒ введен С.А. Шмаковым. Идеология конкретного лагеря состоит из совокупности ведущих идей, которые приняты коллективом. В этом смысле элементной базой идеологии могут выступать: традиции лагеря (законы, ритуалы, форма и содержание отдельных отрядных или общих дел, система праздников, уклад жизни взрослых и детей); оздоровительно-образовательная программа деятельности лагеря (разработка развлекательно-досугового проекта для обеспечения непрерывного образовательного и воспитательного процесса); индивидуальные программы и планы деятельности воспитателей, педагогов-организаторов, руководителей кружков; сценарии и планы конкретных дел.

В целях обеспечения непрерывного образовательного и воспитательного процесса педагогический коллектив оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Радуга» разработал и реализовал развлекательно-досуговый проект «Страна Детства».

Форма организации деятельности лагеря представлена в виде большой сюжетно-ролевой игры «Страна Детства». Страна Детства ‒ это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые. Страна Детства включает в себя «города»-отряды со своим гербом и гимном. Имеет собственные органы самоуправления, которые сами решают, как будут жить их «горожане». Вместе они разрабатывают Конституцию, Кодекс чести, что способствует формированию правового сознания и поведения юного гражданина. Каждый житель пытается осознать своё место в городе, собственную значимость и уникальность. Каждый день жизни лагеря проходит под определённым девизом. Например, «номинацией дня» заявлен выбор утраченного качества «доброжелательности». В течение дня ребята могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и вернуть утерянное качество. Насколько ребята станут добрее, терпимее и т.д., покажет итоговый день смены. Главное, что через поиск нравственных качеств происходит процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Также в рамках проекта в течение всей смены проводились занятия в кружках. Для ребят, которые в следующем году пойдут в школу, действует кружок подготовки к школе «Всезнайка». Тех, кому интересно творчество, приглашает изостудия «Праздничный калейдоскоп», танцевальный кружок «Башмачок». Задачи развития речи и коррекции ее недостатков решал кружок «Речевичок». Каждый из ребят мог выбрать занятия, исходя из своих интересов и потребностей.

Вовлеченные в общую лагерную жизнь при постоянной поддержке педагогов дети с особенностями психофизического развития были активными участниками, «полноправными жителями» Страны Детства, приобрели для себя новый опыт общения со сверстниками и взрослыми, раскрыли свои потенциальные возможности.

Данный проект позволяет увидеть, что мир, в котором живет каждый ребенок, создан для радости. Каждый ребёнок счастлив, если он живёт и растёт окружённый заботой, вниманием и дружелюбным отношением со стороны других людей.

Юлия Бореева

Больше фото - в группе "Мамин дневник"




  • Мы в социальных сетях: