Белорусы только-только смирились с еврозимой, как пришла она – настоящая, как из детства или сказки. Но давайте откровенно: многие предпочли бы любоваться этими сказочными пейзажами через окно, а не на остановке под леденящим ветром! Самое интересное, что, несмотря на суровую зиму (и не только у нас), планета продолжает греться. И еще как, сообщает ОНТ.
Ученые из авторитетных институтов покопались в цифрах и пришли к нетривиальному выводу. Из 176 лет метеонаблюдений самыми жаркими 11 годами оказались… последние 11! Словом, глобальное потепление для них факт неоспоримый.
И если для Беларуси климатические качели – неприятно, но не смертельно, то не всем странам так везет. Природные катаклизмы уносят миллионы жизней, грозят бедностью и увеличением миграции. Если так пойдет дальше, ущерб мировой экономике может быть сопоставим с Великой депрессией вековой давности. Так неужели от погоды не стоит ждать ничего хорошего? Об этом в эфире программы «Как посмотреть» на ОНТ рассказал климатолог Иван Буяков.
За снежным «Улли» в Беларусь пришли морозы. Специалист рассказал, нормальная ли это зима или что-то из ряда вон.
Иван Буяков, младший научный сотрудник лаборатории климатических исследований Института природопользования НАН Беларуси: «С одной стороны, это и нормально, так должно быть. Периодически, раз в несколько лет, к нам штуки наподобие «Улли», «Хавьера» прилетают со средиземноморского бассейна. С другой стороны, мы расслабились, потому что всё-таки с февраля 2021 года не было таких сильных морозов, чтобы температура опускалась бы до -27°C, -29°C».
Земля нагревается рекордными темпами вопреки морозам в Европе. Буяков рассказал, чего ожидать дальше.
Иван Буяков: «Тенденция к потеплению на данный момент пока сохраняется. Но потепление – это не только рост температуры воздуха по экспоненте. Оно выражено еще и в нарастании межгодовой изменчивости. Вы сами видели, что последние зимы были теплые. В 2023 году в январе установлены рекорды тепла, когда было +15°C на Новый год в Бресте. Прошло буквально два года, и у нас уже -15°C».
Климатолог ответил на вопрос, можно ли этим объяснить нестабильность в наших белорусских зимах.
Иван Буяков: «Мы здесь имеем циркуляцию атмосферы, против которой не попрешь. Физику не обманешь. Дело в том, что зимой в наших широтах, когда солнце низко, температура воздуха практически полностью зависит от циркуляционного фактора. То есть, откуда к нам придет воздушная масса. И есть или нет снежный покров. В текущем году всё сложилось удачно, у нас была серия циклонов со Скандинавии, которые несли прохладный воздух, потом изменилась циркуляция – уже с юга был перенос, заток в тыловой части южного циклона холодного воздуха с северных широт. Установился снежный покров, произошло прояснение, и началось радиационное выхолаживание местности. К тому же, в данный момент у нас установился обширный блокирующий антициклон. Мы сейчас получаем радиационное выхолаживание и мороз на фоне присутствия снежного покрова. Если бы снега сейчас не было, то было бы от -5 до -10, не более того. Поэтому каждый год уникальный. И не зря у славян есть поговорка: год на год не приходится».
Фото Бориса НОВОГРАНА