С чего начинается образование? Точнее, с кого? Конечно, с учителя. Профессию педагога не сравнить с другими, потому – что это не работа, это состояние души, а именно – раскрытие души перед своими учениками.
Современный педагог – инноватор. Учитель – организатор процесса получения и формирования новых знаний, а не просто их передатчик. Современный педагог – образец культуры и воспитания.
В новом учебном году в государственном учреждении образования «Средняя школа № 15 г. Барановичи» на базе 10 «А» класса открыта группа с педагогической направленностью. В школьном расписании есть профессионально ориентированное факультативное занятие «Введение в педагогическую профессию», одной из целей которого является создание эффективных организационно-педагогических и психологических условий для активизации процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся на третьей ступени общего среднего образования. Наличие в школе группы с педагогической направленностью – хорошая возможность стимулировать учащихся, зная их индивидуальные особенности. Это реальная перспектива стать студентом педагогических вузов по разным специальностям.
Преподает данное факультативное занятие Курило Мария Валерьевна, преподаватель кафедры педагогики и психологии Барановичского государственного университета. Сотрудничество учреждения общего среднего и высшего образования осуществляется как совместная деятельность в проведении отдельных творческих дел, в обучении через тренинги организаторским способностям, умении выступать перед аудиторией, доносить информацию.
В преддверии Дня учителя на факультете педагогики и психологии Барановичского государственного университета в рамках недели педагогического мастерства состоялась интерактивная дискуссия «Современный учитель – какой он?», в котором приняли участие и обучащиеся педагогической группы. Организаторами дискуссии выступили А.Э. Руднева, руководитель секции технологии и изобразительного искусства, старший преподаватель БарГУ, и Н.В. Сенюта, руководитель филиала кафедры педагогики и социально-гуманитарных дисциплин, старший преподаватель БарГУ. Активными участниками дискуссии стали будущие педагоги: студенты 1-4-х курсов специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство», а также старшеклассники СШ № 15 г. Барановичи, обучающиеся в педагогическом классе.
Под руководством заместителя директора по учебной работе Беляевой Елены Анатольевны, руководителя педагогического класса Ващилко Натальи Петровны старшеклассники выступили с визитной карточкой своей будущей профессии. Участники дискуссии представили видеосюжеты о студенческой жизни и профессии учителя, обсудили личностные качества современного педагога, преимущества и недостатки дистанционного обучения, поучаствовали в решении конкретных педагогических ситуаций. Студенты-выпускники продемонстрировали шуточную инсценировку, в которой пофантазировали и наглядно представили организацию учебного процесса будущего. Далее ребятам предлагались задания, позволяющие продемонстрировать качества, присущие современному учителю: расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков, умение вести конструктивный диалог, гибкость мышления.
Следует отметить задор и абсолютное владение аудиторией ребятами 10 «А» класса, отсутствие боязни высказывать и отстаивать собственное мнение, несмотря на возрастной барьер в сравнении со студентами. Далее учащиеся педкласса ознакомились с университетскими аудиториями и библиотекой, лабораториями, где создаются творческие работы студентов, обучающихся на педагогическом факультете. Организованная встреча стала продолжением плодотворного сотрудничества двух учреждений образования, были определены дальнейшие направления совместной работы преподавателей секции технологии и изобразительного искусства и филиала кафедры педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Барановичского государственного университета на базе ГУО «Средняя школа № 15 г. Барановичи».
Учащиеся педагогической группы – активные участники и всех общешкольных дел. Праздничные мероприятия, коллективно творческие дела, акции и субботники – не одно творческое дело не проходит без участия этих ребят.
Подобные мероприятия имеют ряд целей, а главное – поднятие престижа профессии педагога. Прежде всего, они направленны на развитие у учащихся мотивации к педагогической деятельности, формирование педагогических способностей, социальной компетентности, психологической культуры. А главное, дают возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей, объективно оценить профессиональную пригодность к педагогической деятельности
По этой причине в ноябре месяце учащиеся 10 «А» класса с энтузиазмом воспользовались возможностью поучаствовать в Фестивале педагогических классов, организованным Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы. Видеопрезентация, которую сняли ребята, созданный ими буклет «Педагог – это классно!», запись фрагмента урока, где они выступают в роли учителя, пройденное ими тестирование на проверку знаний в области педагогики и психологии по программе факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию» – все эти достойно пройденные этапы показывают осознанность выбора.
А еще ребята педагогической группы – частые гости и активные участники многих совместных мероприятий кафедры педагогики и психологии Барановичского государственного университета и учреждений образования. Их очень вдохновляет работа педагогов нашего университета, повышает значимость и важность труда всех педагогических работников.
Развитие личной траектории движения учащегося, повышение уровня мотивации – эти задачи будут реализовываться в процессе обучения в классе с педагогической направленностью в течение двух лет обучения. Общение, возможность развиваться, простор для творчества и развития способностей позволят нашим ребятам сформироваться как личность, получить опыт, совершенствоваться.
Мы очень гордимся нашими ребятами. Они – наше достойное будущее, наша смена. Удачи вам, ребята!
Смоляк Т.В.классный руководитель 10 «А» класса
Беляева Е.А., заместитель директора по УР