Анализируя статистические данные, касающиеся ситуации на потребительском рынке, соотношения между спросом и предложением, можно в какой-то степени охарактеризовать уровень жизни населения.
За четыре месяца года розничный товарооборот в городе составил 742 миллиарда рублей и увеличился по сравнению с прошлым годом в сопоставимых ценах на 4,2%. В его структуре преобладали продукты питания, напитки и табачные изделия – на их долю пришлось 53,8%. Непродовольственные товары занимали 46,2%. В сравнении с аналогичным периодом 2011 года барановичане больше средств тратили на продовольственные товары.
На что же в основном шли наши зарплаты? Каким продуктам мы отдавали большее предпочтение? Наглядно можно познакомиться с процессом на примере таблицы.
Горожане в нынешнем году, можно сказать, скупали макаронные изделия: реализация этого товара возросла почти на 52%. Следом идут крупы, растительное масло, мука. Обязательным ассортиментом в покупках стали игристые вина, включая шампанское, водка и, конечно же, табачные изделия. Хотя из-за роста цен уменьшились продажи коньяка, коньячных напитков и бренди, сахара и даже пива. Радует то, что значительно упал спрос на плодовые вина. Во многом это произошло за счет снижения объемов производства и отгрузки товара комбинатом пищевых продуктов. Хотя производители резонно замечают, что плодовые вина – сплошь натуральный продукт в отличие от игристых вин и шампанского.
Увеличилась и продажа мяса, в том числе мяса домашней птицы. Специалисты отдела статистики по городу Барановичи и Барановичскому району объясняют данный факт расширением сети магазинов «Евроторг» в нашем городе. Они привлекательны для покупателей за счет больших скидок и системы дисконтных карт.
А вот как шла реализация непродовольственных товаров.Рост продаж моторного топлива обеспечен в основном за счет наращивания объемов автозаправочных станций в городе ИООО «ТНК-БИПИ-ЗАПАД». В связи с открытием в Барановичах новых магазинов, в которых действуют гибкие системы скидок, произошло и увеличение реализации парфюмерно-косметических товаров, туалетных принадлежностей, стиральных машин, телевизоров, обуви. В то же время снижены продажи холодильников и морозильников, синтетических моющих средств, стройматериалов. Этот факт статистики объясняют тем, что в апреле 2011-го случился бум продаж данных товаров, поэтому сравнение не в пользу нынешнего года. А вот на снижение реализации стройматериалов повлияла, бесспорно, ситуация на строительном рынке. Строительство нового жилья сократилось – и как результат, не так нужны стали холодильники, морозильники. Телевизоры же активно меняют: кто-то на новые ЖК или плазменные, а кто-то – из-за перехода телевещания на цифровой формат.
С реализацией стиральных порошков ситуация сложнее. Многие горожане активно ездят в Польшу и оттуда везут более дешевые моющие средства. А кто-то уже клюнул на навязчивую рекламу «Мары».
В объеме товарооборота города преобладают товары отечественного производства (их удельный вес в продажах достиг почти 75%). Еще большую нишу занимают пищевые продукты, напитки и табачные изделия – 85%. А вот доля белорусских непродовольственных товаров скромнее – чуть более 56%.
Сравнительно невысокий прирост объема товарооборота обусловил увеличение товарных запасов на 331,4 миллиарда рублей. Это обеспечивает 50 дней торговли из расчета однодневного товарооборота апреля 2012 года. Запасы сложились в основном по тем группам товаров, по которым произошло снижение продаж.
К примеру, реализация коньяка и коньячных напитков сократилась более чем на 31%, и обеспеченность этим товаром на складе выросла с 36 до 54 дней. Подобная картина со строительными материалами, холодильниками и морозильниками, синтетическими моющими средствами.
Среди пищевых продуктов увеличились запасы мяса, рыбы и моллюсков, игристых вин, в том числе шампанского, риса, макаронных изделий. В то же время сократились запасы сахара, муки.
Вот такая небезынтересная статистика.