Наверх

Выгодны ли покупки в интернет-магазинах, и какие неприятности могут подстерегать интернет-покупателей

13.10.2016 322 Наш край

dsc08492Давно канули в Лету времена, когда в поисках необходимого товара приходилось сбивать каблуки, обходя один за другим десятки магазинов. Конечно, и сегодня некоторые предпочитают свой шопинг проводить именно так, посещая торговые точки. Однако часть покупателей перешла в виртуальный мир, делая покупки в интернет-магазинах.

Выгода очевидна?

Прежде чем купить любой товар, житель города Николай С. тщательно изучает отзывы сотен покупателей в интернете, затем сравнивает ценники на выбранную модель в магазинах, как обычных, так и в интернете. Даже покупка обыкновенной флешки растягивается у него таким образом на две-три недели. Зато в результате он с уверенностью может сказать: «Я купил лучшую модель по самой выигрышной цене».

Как удается владельцам интернет-магазинов существенно снижать цену? Очень просто: содержание виртуального магазина обходится на порядок дешевле, чем обслуживание помещения с сотнями метров торговых площадей, электричеством, отоплением, штатом продавцов и охранников. По сути, интернет-магазин может располагаться даже на кухне у индивидуального предпринимателя. Единственные расходы в этом случае – аренда складских помещений, где и будет храниться товар.

Однако далеко не всегда низкая стоимость товара – хороший признак.

– Если продавец предлагает товар по цене существенно ниже рыночной, это может означать, что речь идет о мошенничестве, – говорит Ольга Сакута, старший инспектор группы информации и общественных связей Барановичского ГОВД.

Еще один повод задуматься – полная предоплата товара. Подавляющее большинство современных интернет-магазинов предоставляет выбор оплаты покупки: предоплата либо оплата курьеру, доставившему товар. Гарантия безопасности – пункты самовывоза товара, где расчет происходит после того, как вы забрали понравившуюся вещь.

Модный шопинг на диване

Первыми на отечественный рынок интернет-торговли вышли зарубежные сайты. Именно там уже более десяти лет назад можно было не слишком дорого купить брендовые вещи. Посылки высылались наложенным платежом, вещи приходили в срок от трех недель до полутора месяцев.

Я также некоторое время покупала вещи подобным образом. За всё время лишь однажды пришел некачественный товар, деньги за который с извинениями были немедленно мне возвращены. Прекратила пользоваться этим сервисом после того, как были изменены условия оплаты – необходимой стала предоплата. Покупать «кота в мешке» с туманными перспективами возврата денег в случае, если товар не подошел, посчитала для себя неприемлемым.

Некоторые же мои знакомые до сих пор покупают на интернет-распродажах маечки-блузочки для своих дочерей. Совсем невысокая стоимость покупок (маечка может стоить даже 2 рубля в пересчете на белорусские деньги) с лихвой компенсирует риск.

Сегодня эстафету торговли одеждой и обувью через интернет подхватили и белорусские интернет-магазины. Сейчас можно найти не один десяток сайтов, предлагающих каталоги товаров на любой вкус и кошелек. К примеру, интернет-магазин «Белпочты» предлагает около 130 моделей женской одежды и обуви. Плюс этого магазина – достаточно низкие цены. Например, блузка на каждый день обойдется в 25–30 рублей.

Светлана К. покупает одежду через интернет уже не первый год.

– Курьер доставляет выбранный товар прямо домой и ждет, пока всё перемерю, – рассказывает Светлана К. – Я обычно заказываю понравившуюся вещь сразу в двух, а бывает, и в трех размерах, чтобы точно подошло. За доставку платить не надо, платишь лишь за вещь, которую в итоге купил. Остальное возвращаю курьеру обратно.

– Кое-что из одежды моего любимого интернет-магазина видела и в городских так называемых «бутиках», – говорит Светлана. – Почему-то цены там выше на порядок. Не знаю, с чем это связано: с арендой торговых площадей или с «аппетитом» продавцов, но переплачивать не собираюсь. Кстати, в Барановичах уже открылся пункт самовывоза товара моего магазина..

Всё за копейки

Самыми же популярными интернет-магазинами не только у барановичах, но и у белорусов вообще продолжают оставаться китайские магазины. Бросовые цены на самые разнообразные вещи делают их весьма привлекательными в глазах покупателей. По словам заместителя начальника Барановичского районного узла почтовой связи РУП «Белпочта» Светланы Таробеш, ежедневно в наш город приходят около сотни посылок из китайских интернет-магазинов. В большинстве своем это мелкие бандероли.

– У меня уже более полусотни покупок из китайских интернет-магазинов, – говорит Кирилл С. – Подавляющее большинство из них – разные мелочи. Например, чехол для телефона, защитная пленка для него же. Недавно купил зарядник сразу на четыре USB-разъема.

Марина А. пользуется услугами этих магазинов уже несколько лет. Ничего серьезного не заказывает, приобретает различные мелочи: шарфики, бижутерию, недорогие платьица для дочек. Главный плюс в таких покупках видит в очень низкой стоимости товара:

– Как-то заказала для своих девочек сережки, сразу пять пар. За всё отдала около двух долларов в эквиваленте. Разве это деньги? А дочки могут каждый день надевать модные серьги, и всё время разные.

Главный же минус китайских интернет-магазинов – срок доставки. Конечно, если повезет, прийти товар может и через две недели. Однако в большинстве случаев срок доставки составляет и полтора, и два месяца.

Стоит отметить, что минус этот не единственный. Серьезной преградой может стать языковой барьер: переводы некоторых свойств товаров иногда больше похожи на анекдоты, чем полезные пояснения. Поэтому бывалые покупатели советуют пользоваться английскими переводами и самостоятельно их интерпретировать.

Еще один совет от бывалых: при выборе продавца (а аналогичный товар на китайских сайтах предлагают десятки торговцев) стоит обращать внимание на его рейтинг. Чем он выше, тем больше гарантий получить качественный товар.

– Если же вам придет некачественный товар или заказ вовсе не придет, начинайте «спор» (переписка по поводу возникших претензий) с продавцом, – советует Кирилл С. – И ни в коем случае не прекращайте его, пока продавец не вышлет вам деньги или аналогичный товар. Не поддавайтесь на уговоры прекратить «спор» за дополнительный подарок или другие бонусы. Как только вы закроете свою переписку, продавец забудет о вас. А так все посетители магазина видят ваши претензии, и каждый день отсрочки разрешения конфликта снижает рейтинг конкретного продавца или магазина.

Ложка дегтя

Кроме очевидных плюсов интернет-магазинов, имеется здесь и ряд негативных моментов. Главный из них – высокая вероятность стать жертвой мошенников. Всё дело в том, что в наше время сделать привлекательный сайт, предлагающий сотни товаров, может даже студент или школьник. Соответственно, никто не мешает сделать это и мошеннику. Оформив сайт, он может насобирать некоторую сумму денег в качестве предоплаты товара и исчезнуть без следа.

Похожая история приключилась с Виктором М.

Около полугода назад решил он купить ДВД-плейер. Нужная модель по весьма привлекательной цене нашлась на сайте. Продавец давал приличную скидку, если покупка будет оплачена в течение трех ближайших дней. Виктор так и сделал, однако ни курьера с товаром, ни возврата денег так и не дождался. А указанные на сайте номера мобильных телефонов оказались заблокированными.

– В принципе, я потерял не очень много – около миллиона рублей (до деноминации), поэтому в милицию обращаться не стал, но всё равно очень обидно было, ведь не мальчик уже, стреляный воробей, а попался как школьник, – говорит Виктор.

Чтобы такого не произошло и с вами, нужно соблюдать несколько простых правил, которые озвучила Ольга Сакута:

– Насторожить должно требование предоплаты, особенно если речь идет об использовании анонимных платежных систем, либо банковских переводов на карту частного лица. Внимательно изучайте сведения о продавце. Если на сайте указан лишь мобильный номер телефона, магазин может оказаться ненастоящим. Лучше довериться торговому объекту с указанием точного адреса, телефона, УНП (для индивидуального предпринимателя – фамилии, имени, отчества, адреса, сведений о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего государственную регистрацию). Поищите в интернете отзывы покупателей об этом магазине. Если их нет, а также вам не удалось найти другие «следы» существования магазина, ему лучше не доверять.

____

При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Например, потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества обменять купленный товар на аналогичный либо возвратить его, за исключением товаров, предусмотренных постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 14.06.2002 г. № 778.

Требование потребителя об обмене или возврате качественного товара подлежит удовлетворению только в том случае, если товар не был в употреблении и имеются доказательства приобретения этого товара у данного продавца.

Если при реализации товаров через интернет-магазин потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент его доставки, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой.

Потребитель, в случае если ему продан некачественный товар и недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить одно из следующих предусмотренных законом требований: о ремонте, соразмерном уменьшении цены, замене некачественного товара на качественный, расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченных за товар денег.

Будьте в курсе

По информации, предоставленной отделом торговли и услуг Барановичского горисполкома, по состоянию на 10 октября, в Торговом реестре зарегистрировано 109 барановичских интернет-магазинов.

Они предлагают самые разнообразные товары: бытовую технику, товары для рукоделия, одежду и обувь, строительные материалы, товары для детей.

Ирина СОСНИНА.
Фото автора.



  • Мы в социальных сетях: