Наверх

Судьба Барановичского гиганта деревообработки: кто придет на смену “Барановичидреву”?

09.12.2016 393 Наш край

nob_1182«Барановичидрев»: распродажа… под новое дело

У Александра Мищука, еще недавно пытавшегося вывести «Барановичидрев» из сложной финансовой ситуации, теперь функция иная. Бывший антикризисный управляющий ныне занимает другую должность – председателя ликвидационной комиссии. С 12 августа 2015 года в отношении «Барановичидрева» открыта процедура ликвидации. Имущество бывшего гиганта деревообработки распродается, чтобы не только рассчитаться перед многочисленными кредиторами, но и вновь ввести в хозяйственный оборот старые цеха и здания.

Санация не удалась

– Не думал я, что будет ликвидация этого гиганта, – замечает Александр Мищук. – Я и сейчас считаю, что у меня были все основания рассчитывать на успешное завершение санации.

Процесс санации на «Барановичидреве» был открыт 29 октября 2013 года. Правительство республики дало 18 месяцев на то, чтобы восстановить предприятие, вдохнуть свежую струю воздуха в его угасшую деятельность. Для этого, во-первых, надо было модернизировать завод, в первую очередь – его котельную, на что Министерство строительства и архитектуры даже выделило некоторые средства из инвестиционного фонда. Во-вторых, – попытаться найти инвестора. Тогда еще можно было надеяться, что предприятие удастся реанимировать.

Но санация не состоялась – слишком глубоко пустили корни процессы финансовой несостоятельности. На мой взгляд, не хватило и мудрых управленческих решений. На тот момент на «Барановичидреве» трудилось 85 человек при штатной численности 192 специалиста. В ситуации, когда люди остались без работы, без зарплаты и без тепла (из-за огромных долгов за потребленный газ на котельную предприятия была прекращена подача голубого топлива), единственным выходом стал усиленный поиск инвестора. И он нашелся.

Надежда – на новое производство

Интерес к убыточному барановичскому предприятию дерево-обработки проявил гражданин Швеции афганского происхождения. Бизнесмен Амид Набизада, который уже имел в Беларуси свой бизнес, брался погасить все долги «Барановичидрева» и создать здесь современное предприятие по выпуску пиломатериалов, межкомнатных дверей и пеллет. Инвестиционный договор с СООО «ЭкоДория» Брестский областной исполнительный комитет заключил в начале февраля 2014 года.

По этому документу иностранный инвестор обязался вложить в возрождение предприятия и создание новых рабочих мест 47,5 миллиарда рублей – сумму, эквивалентную 8,6 миллиона евро. Хорошо помню, как убедительно Амид Набизада рассказывал журналисту «Нашего края» о том, что у продукции, которую будет выпускать «ЭкоДория», уже есть и рынок потребления. На реализацию данного проекта давалось почти два года. 31 декабря 2015-го новое предприятие должно было заработать в полную силу.

Весной 2014 года из Испании в литовский порт Клайпеда прибыло деревообрабатывающее оборудование для нового завода. 19 автопоездов доставили станки на «Барановичидрев». Правда, распаковывать их не спешили. «ЭкоДория», арендуя производственные площади, работала на старом оборудовании «Барановичидрева».

Из всего «суперсовременного», по словам Амида Набизада, оборудования заработала только одна пила. В лесоцех уже поступало сырьё из Гомеля, где у шведского инвестора был лесопильный цех. Директор «ЭкоДории» Александр Романюк, реально оценивая ситуацию на «Барановичидреве», тем не менее в разговоре с корреспондентом «Нк» убежденно говорил, что верит в перспективы, в то, что инвестор сумеет создать на «Барановичидреве» новый современный завод.

К моменту выхода Указа Президента «О реализации инвестиционного проекта ОАО «Барановичидрев» 13 ноября 2014 года долги предприятия достигли почти 21 миллиарда рублей. 108 кредиторов ждали их возврата.

– А накануне на предприятии состоялось собрание кредиторов, – говорит Александр Мищук, – на котором мы рассмотрели порядок расчетов с ними при передаче «ЭкоДории» государственного пакета акций. Участвовали в работе собрания и представители Департамента по санации и банкротству республики, Министерства строительства и архитектуры, инвестора – директор «ЭкоДории» Александр Романюк. Было принято решение, что в течение полугода Амид Набизада рассчитается за долги.

Безденежный инвестор?

А когда президентским указом «ЭкоДории» разрешили выкупить у государства контрольный пакет акций предприятия за 86,6 миллиона рублей и обязали до 15 апреля 2015 года погасить всю имеющуюся кредиторскую задолженность «Барановичидрева» в сумме более 18 миллиардов рублей, шведский бизнесмен с такими условиями не согласился, аргументировав отказ тем, что с ним положения указа не были согласованы.

– У меня был шок, – восклицает Александр Мищук, – когда Амид Набизада вдруг удивился и сказал, что этот документ с ним не был согласован и он не будет платить такие деньги. Как не был? Мы же собрание в августе провели и там прописали весь механизм расчетов за долги.

Об этой странной ситуации вел разговор со шведским инвестором и председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов во время его посещения «Барановичидрева». Амид Набизада высказал своё видение и главе контрольного ведомства республики. После чего Министерство архитектуры и строительства по согласованию с правительством республики приняло решение о продлении срока санации до конца 2017 года. А затем потенциальный инвестор направил письмо Президенту с просьбой о продлении выплаты долгов «Барановичидрева» до 2017 года. Но в ответ получил отказ.

Директор «ЭкоДории» Александр Романюк уволился сразу же после выхода указа, а Амид Набизада отказался погашать даже старые долги за аренду.

Читатель спросит: а что же местная власть, куда смотрела она? Барановичский горисполком неоднократно напоминал иностранному бизнесмену о необходимости выполнять условия договора в строгом соответствии с нормами белорусского законодательства. Однако требования местной власти были проигнорированы, ситуация не изменилась. А сам инвестор попытался искать счастья в других городах Беларуси. В январе нынешнего года он вывез последнее оборудование с территории «Барановичидрева».

Предприятие ликвидируют

В конце мая 2016-го Брестский облисполком принял решение о прекращении действия инвестиционного договора. А с 12 мая 2015 года, напомню, в отношении «Барановичидрева» открыта процедура ликвидации. Имущество предприятия сейчас распродается с аукционов и по прямым договорам.

В 2013 году территория бывшего гиганта деревообработки республики насчитывала 15,5 гектара. Сегодня площадь земельного участка «Барановичидрева» составляет чуть более 12 гектаров. Один из бывших арендаторов площадей предприятия (в начале 2015 года на «Барановичидреве» осуществляли свою хозяйственную деятельность восемь арендаторов) – ООО «Дока» – приобрел с торгов несколько законсервированных строений, расположенных почти на трех га. Такая покупка состоялась только на седьмом аукционе, когда лот понизился до 2 миллиардов 100 миллионов неденоминированных рублей (первоначальная цена объекта составляла 17 миллиардов). «Дока» занимается ремонтом старой военной автомобильной техники. На предприятии работает более 80 человек.

Новые собственники – на старой территории

Сейчас новый собственник обновляет производственные корпуса. Видно, что пришел он сюда всерьез и надолго.

Бывший цех сушильных камер приобрел индивидуальный предприниматель из Ляховичей. Так три старых производственных цеха возрождаются к жизни.

– Я вижу интерес покупателей к нашим объектам, – говорит Александр Мищук, с которым мы обходим огромную территорию предприятия. – Сюда приезжали и россияне, и поляки, и литовцы, и аккредитованные в Украине китайцы. Думаю, до нового года еще несколько цехов продадим. Предприниматель из Молодечно намерен выкупить комплекс зданий с лесопилкой, с подъездными путями, чтобы организовать там предприятие по деревообработке с полным циклом. Уверен, все объекты купят, другое дело, по какой цене и в какой срок. Сейчас условия диктует покупатель.

Из этих пяти–семи лет, что предприятие не работало, четвертую зиму корпуса не отапливаются. Крыши текут, здания потихоньку разрушаются, стоят без окон и без дверей.

Сейчас здесь работает 14 человек. Из управленцев – председатель ликвидационной комиссии и главный бухгалтер. Есть охранники и рабочие, которые разбирают на металлолом отжившие и ржавые станки, приводят в порядок и готовят объекты к продаже. Всё это время «Барановичидрев» живет на средства от продажи движимого и недвижимого имущества и от сдачи металлолома. За время санации и ликвидации его сдано на сумму около 1 миллиарда неденоминированных рублей.

В дело пошли даже стулья из бывшего заводского актового зала. Каждый стул «ушел» по цене, эквивалентной одному доллару. Правда, бывают и казусы. Александр Мищук поведал, что некоторые покупатели потом пытались вернуть имущество. Оглядели, что приобрели. Но увы, поезд ушел…

Сегодня общая задолженность «Барановичидрева» составляет 2 700 000 рублей.

– Выросли налоги на собственность: на недвижимость и на землю, – жалуется Александр Мищук. – Несмотря на все сложности, сумели заработать на продажах достаточно неплохие деньги, уменьшив задолженность предприятия перед бюджетом.

Итак, из 27 объектов недвижимости практически четыре уже реализованы. Свою деятельность на территории «Барановичидрева» ведут еще и четыре арендатора. Трое намерены выкупить площади в собственность.

– На подходе к продаже оставшиеся объекты. Думаю, к августу– сентябрю следующего года «Барановичидрев» прекратит своё существование в Едином государственном регистре республики, – сказал Александр Мищук.

Светлана ГИЛЬ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.



  • Мы в социальных сетях: