Один из моих любимых магазинов в городе – «Усход». Живя с ним по соседству, я часто рассказывала коллегам, какое это удивительное предприятие торговли. Его лицо создавала энергичная Зинаида Филимонова – умный, грамотный, предприимчивый директор, образец работника торговли. Когда пришлось переехать из этого района Барановичей в другой, я тосковала только по «Усходу».
Воспитывают культуру потребления
На днях я вновь оказалась в этом магазине. И в который раз призналась в любви его коллективу. Зинаида Антоновна приветливо улыбнулась:
– Когда покупатели нас так оценивают, хочется сделать для них еще больше.
– Куда уж больше?!
– Сегодня перед нами стоит совершенно иная задача: воспитать у покупателя культуру потребления. Раньше нас учил покупатель, теперь пришло время нам учить его.
Мне кажется, коллективу «Усхода» это удается.
А ведь сколько пришлось приложить сил руководителю и его команде, чтобы сегодня позволить себе проводить такую политику, в какой-то степени даже стать её законодателем.
Выиграла конкурс
Зинаида Филимонова пришла в коллектив в апреле 1988-го. То было время разгула демократии. На этой волне всеобщего подъема и состоялись выборы директора 16-го магазина горпищеторга – так тогда именовался «Усход». Зинаида Антоновна входила в число претендентов на должность. Для этого у неё было всё: высшее образование, хороший опыт работы в этой сфере в Витебске, Гомеле, Барановичах. И в жесткой конкурсной борьбе она выиграла! Думаю, люди оказали ей такое доверие даже не столько за профессиональные, сколько за личные качества.
– 16-й магазин уже год как работал. Сформировался коллектив. И когда меня выбирали, люди спрашивали: а вы не начнете брать своих, а нас увольнять? Ведь так бывает: приходит новый руководитель и приводит свою команду. Я пообещала, что не расстанусь ни с одним работником магазина.
– Сдержали слово?
– Сдержала, не уволила ни одного из тех, кто работал до меня в магазине. Берегла даже тех, кто трудился с низкой производительностью по состоянию здоровья: я их переводила туда, где они могли приспособиться к объему работ. Но новых работников, конечно, принимала в коллектив, многих забрала из 29-го магазина, откуда перешла в 16-й. Эти кадры были воспитаны советской системой. Штат то увеличивался, то уменьшался. Еще и сейчас в магазине трудятся некоторые из тех продавцов, кто начинал вместе со мной. Выросло и другое поколение из тех девчат, что пришли сюда молодыми, ушли в декретный отпуск и вновь вернулись.
С легкой руки директора
Кадры «Усход» начал готовить 20 лет назад, после того как вначале коллектив взял магазин в аренду, а затем стал его собственником.
Многие работники тогда получили высшее образование за счет предприятия. Это позволяло законодательство и экономика общества с дополнительной ответственностью «Усход».
– Я такому желанию своих людей не препятствовала, – искренно говорит директор. – И сейчас горжусь кадрами, тем, что меня окружают умные люди.
Черты воспитателя молодежи, наверное, достались ей от отца, сельского учителя. А вот предприимчивость, коммерческая жилка, видать, пришла с опытом, с желанием чего-то достичь. Я вспоминаю одно из заседаний горисполкома, на котором рассматривали проблемную ситуацию в торговле. Михаил Павлов, тогдашний председатель Барановичского горисполкома, обратился к Зинаиде Филимоновой: «Зинаида Антоновна, скажите, что надо делать, чтобы стать такой успешной?» Директор «Усхода» была краткой: «Работать».
– Это не показные слова, – замечает Зинаида Филимонова. – Чем тяжелее обстоятельства, тем больше надо работать, вкладывать сил, бороться, если хочешь выжить. Когда я пришла в «Усход», честно говоря, вообще не понимала, что будет. Мы жили по законам того времени: по разнарядке, по планам, по талонам… Что дальше?
Учились выживать
– Когда вышли из состава горпищеторга, перестали пользоваться и его оптовой базой: складами, автотранспортом, подъездными путями… Правила для «Усхода» установили довольно жесткие: самовывоз товара, предоплата, к тому же 10% торговой надбавки должно оставаться в пищеторге. С такими условиями выжить было невозможно. Выход нашелся неожиданный: надо было просто правильно прочитать договоры с оптовой базой, а там мы нашли одну лазейку. У нас был приемный пункт посуды, мы загружали её и везли на ликеро-водочный завод в Брест. За это завод оплачивал половину транспортных услуг. А обратно мы загружали машину товарами с базы «Бакалея», и если вес груза превышал 3 тонны, то опять-таки за доставку товара уже полностью рассчитывалась «Бакалея». И мы, пользуясь этой льготой, три раза в неделю ездили в Брест и без предоплаты, фактически бесплатно возили оттуда товар. И получали полную торговую надбавку. Так выживали в то сложное время.
Заработная плата – всегда самая большая статья расходов. Мы искали такие пути, чтобы и оборотные средства оставить и пустить их на развитие предприятия, и заработную плату на достойном уровне удержать. А зарплата у нас была немножко выше, чем в городской торговле.
Немалые усилия понадобились и тогда, когда рядом с «Усходом» стали открываться новые торговые объекты. Тревожный момент испытал коллектив с появлением в двух шагах Алексеевского рынка. Потом открылся «Евроопт» с его агрессивной рекламой. Всем хотелось посмотреть на это «чудо» и, конечно, купить там товар.
– Как тогда упал наш товарооборот! – сокрушается директор «Усхода». – А потом наши покупатели стали возвращаться. За честным отношением в ценовой политике, правильностью расчета, доброжелательным обслуживанием, качественным товаром, широким ассортиментом, доступной ценой. И тот же Алексеевский рынок принес не только отрицательные, но и положительные моменты. Все, кто был занят на рынке, стали нашими первыми покупателями. В той сложной ситуации мы сумели сохранить и самое главное – оборотные средства. А это, в свою очередь, позволило нам своевременно, минута в минуту, рассчитаться за товар с поставщиками.
Уважение друг к другу
Такое бережное отношение предприятия торговли к производителю сегодня вернулось сторицей: уже поставщики считают честью для себя работать с «Усходом», относятся к этому коллективу уважительно. И что уж скрывать, дают сюда и полный ассортимент товара, и редкие, дефицитные позиции. Какой в «Усходе» богатый ассортимент молочного отдела, колбасного, в котором более 200 наименований изделий!
– Особенно хочу поблагодарить наших поставщиков из Барановичского региона: это и цех Березовского мясокомбината, и молочный комбинат, и хлебозавод, и птицефабрику «Дружба», и Сновский мясокомбинат, и Ляховичский молочный завод, и Березовский мясокомбинат – за их широкий ассортимент, за ежемесячное внедрение новых видов продукции (одну-две позиции, как правило, всегда выпускают), за удобную фасовку, качество товара, высокую исполнительскую дисциплину их сотрудников. Настолько приятно с ними работать: всё четко, оперативно, качественно, идеально.
Что меня еще подкупало в Зинаиде Филимоновой – её стремление внедрить всё самое современное и передовое. Одной из первых в городе она занялась оптимизацией производственного процесса: система учета была компьютеризирована.
«Усход» не стал первопроходцем в создании отдела кулинарии, но зато каким популярным у покупателей он оказался! Продолжает оставаться таким и сегодня.
– Мы открыли свой кулинарный отдел тогда, когда к этому оказался готов покупатель. Чутьё и на этот раз не подвело. Приобрели хорошее оборудование. Сегодня пять профессиональных поваров загружены под завязку. И мы уже работаем так, чтобы предвосхитить спрос покупателя. Разрешите поблагодарить и наших покупателей за верность магазину, за их любовь к «Усходу» и сердечно поздравить с наступающими праздниками! Тепла, уюта, здоровья и благополучия вам!
Я не могла не задать моей собеседнице еще один, щепетильный вопрос:
– Как «Усходу» удается остаться независимым, продолжать делать свое дело без оглядки на потенциального инвестора?
– А вы и сами ответили. Мы слишком независимы, чтобы нами кто-то интересовался. Финансовое положение предприятия устойчиво, коллектив слажен, работает, как часовой механизм. Так что инвесторов прошу не беспокоиться.
И эта позиция Зинаиды Филимоновой заслуживает большого уважения.
Светлана ГИЛЬ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.