Лучшая реклама – хорошая зарплата
Ровно три года назад, в 2013-м, для встречи с директором «Торгмаша» Александром Раткевичем было сразу два повода: профессиональный праздник – День машиностроителя и высокое звание «Человек года» Барановичей в сфере промышленности, которого он был удостоен по итогам работы за 2012 год.
В 2016-м Александр Раткевич второй раз назван «Человеком года» Барановичей. Теперь уже за успехи
в экономической и финансовой областях. По-моему, такое признание говорит о грамотной стратегии руководителя, правильно выбранном курсе коллектива на эффективность работы.
– Александр Ярославович, так в чем все же секрет стабильности в работе торгмашевцев? Как удается коллективу выстоять в столь непростых экономических условиях и достигать хороших финансовых показателей?
– В той, считаю, верной политике, которую мы выстроили по отношению к нашим потребителям. Мы держим марку «Торгмаша», поставляя продукцию и на внутренний, и на внешний рынок стабильно хорошего качества и по приемлемой цене. Это, во-первых.
Во-вторых, поддерживаем очень тесные связи с дилерами из всех регионов России, Прибалтики. Не так давно приглашали их в Барановичи. За столом переговоров обсудили проблемы, которые волнуют нас, производителей, выслушали мнения наших партнеров. Самый важный итог этой встречи – обоюдная заинтересованность в сотрудничестве.
И, конечно, конкретные договоренности. Например, каждый из дилеров обязался взять на реализацию больше нашей продукции и в том случае, если министерство доведет заводу повышенное производственное задание.
Наши зарубежные коллеги познакомились с достопримечательностями белорусского края: мы организовали для них экскурсии в Беловежскую пущу, Несвижский замок, Дудутки. Во время таких встреч, как правило, налаживаются более тесные и плотные контакты, благодаря которым решаются многие проблемные вопросы. Так, мы уже второй год работаем без кредитов и не имеем внешней дебиторской задолженности.
Дилеры помогают продвигать наш товар и на европейский рынок. Так, гамму тестомесительных машин, которые получили право маркироваться знаком европейского соответствия СЕ, активно помогает продвигать на рынок Европейского Союза наши партнеры из Риги и Познани. Благодаря им продукция «Торгмаша» продается в Польше, Голландии, Финляндии, а также ведутся поставки в Австрию, Румынию, Чехию.
– Сейчас для многих белорусских производителей дебиторская задолженность – просто бич. Как вам удается избежать этой проблемы?
– А мы работаем по предоплате, без неё продукцию не отгружаем. Наша продукция востребована на рынках.
– Тогда как изменилась ситуация во внешней торговле? Три года назад удельный вес экспорта в общем объеме реализации, помнится, был на уровне 70%.
– Экспортные поставки с начала года выросли и достигли почти 105%. Доля отгруженной на внешние рынки продукции «Торгмаша» за январь–август нынешнего года составляет уже 84%. При том, что доля импорта в объеме экспорта – всего 2,5%. Эти 2,5% – металл и комплектующие, которые мы закупаем за пределами республики, их в Беларуси нет.
– Судя по росту объемов внешней торговли, и склады разгружаете?
– Складские запасы у нас не превышают нормативов. Более того, они снижаются каждый месяц. Если на 1 июня – на эту дату приходился пик запасов – они составляли 193,5% месячного объема производства продукции при нормативе 200%, то уже на 1 сентября – 167,6%.
– А куда вы отгружаете свою продукцию? Нашли ли новые рынки сбыта?
– Самый большой потребитель нашей продукции – Россия. Среди покупателей – Москва, Смоленск, Краснодар, Волжск. В этих городах работают наши дилеры. Они, в свою очередь, продают нашу продукцию через собственную сеть филиалов во всех крупных городах Российской Федерации. Заинтересованы в поставках и приобретают продукцию из Барановичей Рига, Киев, Кишинев, Таллинн, Вильнюс и Ереван. Как я уже сказал, пробиваемся на европейский рынок, осваиваем рынок Израиля.
– Вы можете назвать тройку лидеров вашей продукции в объёмах реализации?
– Самой популярной у наших потребителей стала промышленная мясорубка МИМ-300М. За этот год мы отгрузили 2 592 таких машины. Протирочно-резательная машина МПР – 350М занимает вторую позицию по востребованности – 1 292 изделия. Тройку лидеров замыкает картофелеочистительная машина МОК-300М – 1 136 единиц.
– Не обижайтесь, Александр Ярославович, на то, что скажу. Недавно услышала нелестное замечание в адрес «Торгмаша»: дескать, сто лет выпускают одну и ту же продукцию, только облачили мясорубки и картофелечистки в нержавейку. «Вот и весь прогресс!» – передаю дословно.
– Я не обижаюсь. В ответ на данные претензии могу сказать только одно: тот, кто это говорит, абсолютно не знает ситуации на заводе. Мы постоянно обновляем ассортимент. Среди новых видов продукции – гамма тестомесительных машин, слайсеры для нарезки бакалеи, миксеры для взбивания и перемешивания различных продуктов, ленточная пила для мяса – разрезки больших кусков и резки костей. Для бытового потребления изготовили соковыжималку-пресс. Да и наша основная продукция – промышленные картофелеочистительная машина, мясорубка, овощерезка – с каждым годом совершенствуется, меняются рабочие узлы.
Потребитель дает высокую оценку барановичскому товару по соотношению «цена – качество». Не зря в 2015 году мясорубка МИМ-300М была признана лучшим товаром Беларуси на рынке Российской Федерации. А в этом году такого статуса удостоена картофелеочистительная машина МОК-300М.
– Я в восхищении от нового интерьера кабинета директора. Значит ли это, что вы закончили тот большой объем работы по ремонту и реконструкции заводских цехов, который начали делать в 2012 – 2013 годах?
– Продолжаем благоустраивать и ремонтировать все подразделения. Создаем комфортные условия для работников инструментального цеха, где установили 40 стеклопакетов, делаем современный санузел. Металлопрофилем обшиваем механический цех, часть сборочного. Дошли до клуба: обновляем его фасад. Сделали ремонт складских помещений. Штукатурим здания и меняем кровлю. Ни один человек из 600 работников завода не должен чувствовать на рабочем месте дискомфорт. Не важно, где он работает: в кабинете административного корпуса или стоит у станка.
– Вот почему торгмашевцы так боготворят своего директора. Да еще добавляют: он – не жадный…
– Как можно жалеть людям, которые создают блага коллективу, приносят ему прибыль?! С начала года мы получили чистой прибыли 228 тысяч рублей. Это достойная цифра. Я сам начинал рабочим на заводе, знаю, какой это труд. И ценю рабочего человека. Наши работники заслужили и те социальные льготы, которые они имеют.
Все подразделения завода себя окупают, в том числе и столовая. Если в 2014 году на выплату многочисленных бонусов работникам мы потратили 5 миллиардов 217 миллионов рублей, то в 2015-м – 6 миллиардов 953 миллиона. Мы сохранили все выплаты к праздникам, в том числе и к профессиональному.
К нынешнему Дню машиностроителя заводчане получат по 100 рублей премии каждый, женщины – по 100 рублей – ко Дню матери. 2 рубля 50 копеек составляет дотация каждому работнику предприятия на питание. Около 600 пенсионеров завода ко Дню пожилых людей получат по 40 рублей каждый. Для них будет и фуршет в столовой. Думаю, люди не обижены. Заводчане и зарабатывают хорошо. В августе средняя зарплата составила 806 рублей 46 копеек, в сентябре, с учетом выплаты премии, она вырастет до 850 рублей. А лучшая реклама любому предприятию – это уровень заработной платы.
– Тут надо учитывать еще и тот факт, что вы работаете неполную неделю. А почему сохраняется такой график?
– Потому что и при таком графике работы – 4 дня в неделю – мы выполняем производственное задание. И заработная плата не уменьшается, а растет. А вот экономия ресурсов – немалая. За счет четырехдневки в месяц мы экономим 20 тысяч рублей. За счет четырехдневки в месяц мы экономим 20 тысяч рублей. 5-й день оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки.
– О вашей политике в области экономии и сокращения затрат, в частности, об оптимизации численности, многие в городе говорят. А как торгмашевцы воспринимают тот факт, что сразу же после дня наступления пенсии человек с заводом прощается?
– Это правило касается только инженерно-технических работников. Рабочие, если им позволяет здоровье, остаются трудиться на предприятии и после наступления пенсионного возраста. Да, это болезненно. Но ведь человек отработал положенное, достиг пенсионного возраста. Не зря государство установило именно этот возраст. На место пенсионера пусть приходят молодые.
Вот меня ректор БарГУ Василий Иванович Кочурко просит взять на работу выпускников вуза. А если у меня не будет мест, если будут трудиться пенсионеры, куда я их возьму? Не надо бояться доверять молодым, не надо бояться давать им должности: в ближайшее время они себя покажут или с хорошей, или с плохой стороны. Тогда и надо делать выводы. Я делаю ставку на молодых и пока, к счастью, не прогадал. Средний возраст работающих на «Торгмаше» составляет 42 года. 127 человек – люди до 31 года. Так что оптимизация численности у нас идет естественным путем.
Люди меня поняли, спасибо им за это. Никто не обижается. Они ведь видят отношение – мы никого не забываем и на пенсии. Теперь всем пенсионерам посылаем поздравительные открытки с памятными датами – для них такое внимание очень дорого.
А в целом к процессу оптимизации нужно подходить с умом. Сокращать затраты там, где необходимо, – аксиома. Когда я был назначен на должность директора завода, у меня было шесть заместителей. Сегодня их у меня – только два плюс главный бухгалтер. Все прекрасно справляются.
– Александр Ярославович, с чего вы начинаете свой рабочий день?
– Обхожу территорию завода, прихожу в цеха. Встречаюсь с начальниками подразделений, сразу же, в рабочем порядке, решаем вопросы, если они есть.
– А рабочие к вам обращаются, когда вы приходите в цех?
– Обращаются. Я это приветствую, потому что это хорошая возможность пообщаться с людьми, узнать, чем они живут, какие проблемы их волнуют. Искренне рад, что на «Торгмаше» такой работоспособный коллектив, и от всей души поздравляю заводчан и всех машиностроителей города с профессиональным праздником!
Светлана ГИЛЬ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.