Постановление Совета Министров от 22 июля 2014 года № 703, казалось бы, окончательно поставило точку в отношениях: «покупатель – продавец». Но и спустя полгода после его вступления в силу оказалось, что на деле не все так гладко, как разъяснено в документе.
Суть в том, что товары, которые требуют затаривания, передаются покупателю в упакованном виде без дополнительной платы. Исключение сделано только для тортов, наборов пирожных, разливных напитков. Стоимость тары для этих продуктов включается в розничную цену товара. Все остальное – накладные расходы торговли. С этим все понятно.
Но есть в упомянутом постановлении одна любопытная фраза: вид бесплатной упаковки определяется продавцом. То есть это может быть бумага, полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, контейнер… Но оказалось, что некоторые предприятия торговли стали трактовать это замечание «под себя».
…Стою в небольшой очереди в кулинарный отдел фирменного магазина «Полонка» птицефабрики «Дружба». Юркая продавец обслуживает покупателей вежливо и быстро. И вот уже подошел черед стоящей впереди меня женщины.
– Мне, пожалуйста, полкилограмма печени и штук шесть крылышек.
Заказ покупательницы по ту сторону прилавка выполнили моментально. Но горожанка уходить не спешила, внимательно рассматривая наклеенную на пакеты с товаром этикетку. Продавец заволновалась:
– Что-то еще? Или что-то не так?
Женщина встрепенулась:
– Пытаюсь определить, взяли ли вы с меня деньги за упаковочные пакеты?
– Да нет, они у нас бесплатные.
– И маленькие, и большие?
– И маленькие, и большие. А почему вас это удивляет?
Горожанка вздохнула:
– Потому что у ваших соседей, в магазине «Евроопт», бесплатно можно упаковать товар только в маленькие и узенькие пакетики. А за те, что попросторнее и пошире, на кассе берут 200 рублей. Почему такой разный подход к одному и тому же правилу?
На этот вопрос покупательницы продавец только развела руками. А я решила взять на вооружение в качестве темы для будущей статьи.
Я – постоянная покупательница «Евроопта», поскольку он – самый близкий к дому продовольственный магазин. Действительно, моя соседка по очереди в «Полонке» не ошиблась: за маленькие тонкие полиэтиленовые пакетики денег здесь не берут, а за большие рулонные, с логотипом «Евроопт», взимают 200 рублей. Почему?
На этот вопрос работники компании заявили:
– Мы ничего не нарушаем. На все продукты, которые должны быть упакованы, у нас есть тара. В торговом зале каждого нашего магазина лежат как платные, так и бесплатные пакеты. Платные – обычные с надписью «Евроопт», бесплатные – без надписей и меньшего размера. Кроме того, для развеса фруктов и овощей мы предлагаем специальную оранжевую или желтую сетку. Она также бесплатна для покупателя.
– Скажите, пожалуйста, как можно в маленький полиэтиленовый бесплатный пакет вложить буханку подового хлеба? Или банан? Эта тара тут же разорвется.
– Не разорвется. Мы протестировали эти маленькие, как вы утверждаете, пакетики и смело можем говорить о том, что они довольно прочные. К примеру, в один такой пакет влезает один килограмм ореха фундук или два килограмма мяса собственного приготовления.
Мой дальнейший спор был остановлен «железным» аргументом «еврооптовцев»:
– Подобные претензии покупателей зачастую завышены. Понятно, что сегодня каждый старается как можно больше сэкономить, но выкручивать руки торговле на ровном месте – перебор.
А на мой взгляд, таким образом продавцы нарушают наши потребительские права. Ведь все законодательные аргументы – на нашей стороне. К счастью, в этом не надо убеждать многих других представителей барановичской торговли.
– В Постановлении Совмина, утвердившем Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, я не увидела никакой трагедии, – говорит директор ОДО «Усход» Зинаида Филимонова. – Мы уже много лет упаковываем товар покупателю в бесплатные пакеты. Так делают все уважающие себя и своего покупателя предприятия торговли. Если раньше наши издержки только по упаковке составляли в месяц 2 миллиона рублей, то сейчас – 8 миллионов. Ничего, есть некоторые бонусы, которыми мы можем компенсировать затраты. Можно повысить торговую надбавку. Но мы на это не идем. Мы ценим своего покупателя и не можем его отпугнуть.
Сейчас перестали фасовать сахар и яйцо в полиэтиленовые пакеты. Сахар просто предлагаем покупателям в заводской упаковке, в мешке, но по меньшей, чем фасованный, цене. Люди охотно берут его в такой таре.
Пример уважительного отношения к покупателю демонстрирует и ОДО «Южанка». Вся тара, даже дорогая картонная упаковка для пиццы, себестоимость которой доходит до 4 тысяч рублей, в этом магазине предлагается покупателю бесплатно.
– За 2014 год наши издержки на упаковку составили порядка 80 миллионов рублей, – рассказывает директор предприятия Артур Козлов. – Нам говорят: поднимите торговую надбавку, чтобы эти затраты были не такими значительными. Но как можно накрутить дополнительную сумму за килограмм купленных конфет и 200 граммов? Это как-то не по-человечески.
Мы пошли по-другому пути. Отказались от более дорогих фасовочных пакетов, которые шли с логотипом. Теперь бесплатно упаковываем продукцию в обычные полиэтиленовые пакеты стоимостью 200 рублей. С покупателя, повторяю, не берем за них ни копейки. А горожане берут у нас столько пакетов, сколько им хочется.
Понятно, что в условиях острой конкуренции на потребительском рынке выиграет тот субъект, для кого интересы покупателя – на первом месте. Но и торговать в убыток себе никто позволить не может.
– Мы должны работать в одинаковых условиях, – резюмирует Артур Козлов.
И в этом желании он прав.
А я, как рядовой покупатель, встану на позицию потребителя. Честно скажу, до того разговора в очереди в фирменном магазине «Дружбы» не обращала внимания на цену пакета. Про себя думала: что это такое сейчас – 200 рублей? Но когда стала анализировать ежедневные покупки продуктов питания, пришла в изумление от финансовых итогов: только за пакеты и контейнеры каждый раз уплачивала от 400 рублей до четырех тысяч. Мелочь? За месяц этой мелочи «набежало» почти на 50 тысяч рублей.
– При моей заработной плате чуть более двух миллионов, – говорит бывшая соседка, – платная упаковка для меня – непозволительная роскошь.
Теперь я понимаю тех покупателей, которые ходят в магазины со своими пакетами.
В наших силах объявить «войну» платным фасовочным пакетам. У покупателей есть все основания отказаться от платной тары. Если продавец заставляет оплатить полиэтиленовый пакет, потребуйте книгу замечаний и предложений. И ждите реакции.
К СВЕДЕНИЮ
Без тары могут отпускаться крупные овощи и фрукты с твердой кожурой, такие как ананасы, арбузы, дыни, тыквы, авокадо, манго, помело, капуста.
ТОВАРЫ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ ЗАТАРИВАНИЯ:
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ:
не упакованные производителем (поставщиком) в потребительскую тару; весовые товары в упаковке производителя, в том числе колбасные изделия, сыры, сахарные кондитерские и другие изделия в оболочке, обертке, пленке, пергаменте, бумаге; хлебобулочные изделия, в том числе в упаковке производителя в случае разрезания их на части; продукция собственного производства.
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ:
все, которые могут быть загрязнены или повреждены (разбиты) при транспортировке: постельное и нательное белье, чулочно-носочные изделия, посуда из стекла и фарфора, новогодние игрушки и другие подобные изделия, а также те, что сами могут загрязнить либо повредить вещи покупателя (мыло, например);
мелкоштучные: пуговицы, кнопки, гвозди, шурупы, фурнитура, бигуди, прищепки;
метражные: ткани, трикотажное и гардинное полотно, искусственный мех, нетканые материалы, ленты, кружево, тесьма, провода, шнуры;
луковицы растений, рассада, семена, посадочный материал, корма для животных, птиц и рыб.
КОММЕНТАРИЙ
Прокомментировать ситуацию мы попросили юрисконсульта городской организации общественного объединения «Белорусское общество защиты прав потребителей» Александра САВЧУКА:
– Вопрос о платной-бесплатной упаковке решается легко. В пункте 11 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен, которая утверждена Минэкономики 22 июля 2011 года, говорится, что товары, расфасованные в одноразовые пакеты, реализуются по сформированным розничным ценам, увеличенным на стоимость упаковочного материала по цене приобретения. В этом случае на ценнике должна стоять одна, общая цена товара и его упаковки. То есть покупателю упаковка обойдется по той цене, по которой её приобрела у поставщика торговая организация, то есть без наценки.
Кроме того, в магазине не забывайте консультироваться у продавца, в какую упаковку вам завернут товар – в платную или бесплатную. Если предложат только платную, интересуйтесь, есть ли в наличии бесплатная тара. И еще один важный момент. Бесплатная упаковка ни по каким критериям – ни по качественным характеристикам, ни по требованиям ГОСТа – не должна отличаться от платной. Если бесплатная упаковка изготовлена, допустим, из менее прочного материала, то продавец должен проинформировать об этом покупателя.
Светлана ГИЛЬ