В эти апрельские дни коллектив завода станкопринадлежностей встречает 75-й день рождения. Чем живут заводчане, с какими успехами подошли к юбилейной дате, в чем видят перспективы – об этом и другом наш разговор с директором предприятия Андреем МИХАЙЛОВСКИМ.
– Андрей Збыславович, 75 лет, по современной классификации Всемирной организации здравоохранения, даже для человека еще не старость. А что значит этот возраст для завода станкопринадлежностей?
– Возраст мудрости, зрелости. За это время поменялись условия работы, появились новые рынки, новые партнеры, а коллектив остается на плаву, о нашем предприятии и сегодня знают не только в республике, но и за её пределами. На заводе работает, к сожалению, всего 380 человек. Почему к сожалению? Потому что в 1988-м здесь трудилось 2 300 специалистов.
Нынешний коллектив – это удачный, на мой взгляд, сплав молодости и опыта, и этот тандем, как показывает жизнь, приносит хорошие результаты. У нас трудится немало специалистов, которые отдали предприятию десятки лет. У них в трудовой книжке только одна запись места работы – завод станкопринадлежностей. По моему убеждению, это истинные патриоты своего предприятия, за что я очень благодарен им. Коллектив гордится своими уникумами, такими как Александр Александрович Романюк, Галина Ивановна Зуева и другие. На предприятие приходят молодые и талантливые инженерные кадры, что не может не радовать. Более половины работников – молодые люди.
– Барановичский завод станкопринадлежностей был монополистом в Советском Союзе по производству технологической оснастки к станкам. Какие позиции предприятие занимает на современном рынке?
– Мы уже не единственные, кто выпускает технологическую оснастку к станкам. У нас есть конкуренты в республике. Это Гродненский завод токарных патронов «БелТАПАЗ» и частное предприятие – Гомельский механический завод. Но мы нашли свою нишу, у нас есть возможность предложить рынку то, чего нет у конкурентов. Выживаем за счет освоения инновационной продукции, такой как выпуск высокоточных патронов, и за счет того, что в непростые годы не растеряли свои компетенции. Что дает возможность коллективу наряду с выпуском массовой продукции успешно справляться и с производством специфичных, эксклюзивных изделий.
– Как складывается нынешняя ситуация на предприятии? Каких финансовых результатов вы достигли?
– Объемы производства растут. Мы произвели продукции на 1 млн 300 тысяч рублей, что позволило закрыть и потребности предприятия, и выйти на те параметры, которые нам установил Минпром. Пятый год коллектив работает стабильно, прибыльно. Рентабельность, правда, за 2020 год невысокая – 6%, поэтому есть стимул стремиться к лучшему. Как и по уровню заработной платы. С начала года средняя зарплата по заводу составила 847 рублей.
– Кто является для вас ведущим партнером? Раньше, насколько я знаю, вы активно сотрудничали с Минским тракторным заводом. Эти контакты продолжаются?
– Конечно, он и сейчас остается основным нашим партнером и потребителем. Более 56% объемов – это узлы и детали, которые мы поставляем на конвейер Минского тракторного завода. 30% продукции отправляем на экспорт, и плюс оснастка, которая остается в Беларуси.
– В советские времена Барановичский завод станкопринадлежностей был законодателем в производстве токарных патронов. Несколько лет назад вы запустили инновационный проект по производству абсолютно нового вида патронов – высокоточных. Можно ли уже сегодня сказать, что это было точное попадание, верный выбор стратегической для завода продукции?
– Так и есть. Более того, мы и сегодня являемся, как вы говорите, законодателями в Республике Беларусь, однозначно, но уже в выпуске высокоточных патронов. Да, проект стартовал в 2018 году, его выход на полную мощность запланирован в 2022-м.
Мы уже сейчас видим, что новинка не только решила вопрос с импортозамещением, но и стала хорошей экспортной составляющей. Высокоточные токарные патроны покупают и отечественные предприятия, и зарубежные: Минский тракторный завод, Гомельский завод литья и нормалей, Минский завод шестерен, «Белоруснефть» и нефтяники Российской Федерации. А в январе этого года отгрузили партию высокоточных патронов большого диаметра (ППТ-720) в Польшу.
Для тракторного завода мы начинали с двух патронов, а следующая партия уже насчитывала 20 таких изделий. Так что это достаточно серьезный потенциал по сотрудничеству с Минским тракторным заводом и по этой продукции. Наши изделия оказались ниже по цене и ничуть не уступают по качеству импортным аналогам.
– А как родилась эта идея?
– Она родилась здесь, на заводе, её предложил молодой конструктор Александр Суховилов. Пришлось, конечно, доказывать её жизнеспособность, проходить экспертизу. Что бы кто ни говорил, это заметный шаг вперед! И хочется верить, что это – наша перспектива.
– Есть такое мнение среди обывателей, что на заводе станкопринадлежностей ничего не поменялось: как выпускали тиски и патроны в советские времена, так и продолжают это делать уже в XXI веке. Вас это не задевает?
– Как это может задеть, если до сего дня никто не отменил станочную оснастку для предприятий металлообработки, никто не придумал ничего взамен фрезерных, токарных станков?! Глупо было бы отказаться от продукции, которая хорошо продается. Она помогает жить и нам, производителям оснастки, и тем предприятиям, которые в ней нуждаются. Нас одинаково кормят и патроны, и тиски.
– Что, по-вашему, объединяет сегодня тех, кто работает на заводе станкопринадлежностей?
– Вы хотите спросить: что держит людей на заводе? Какая-никакая стабильность. Мы работаем прибыльно, неплохо складывается ситуация в наступившем 2021 году. А ведь были очень непростые времена. Поэтому для меня очень важно, что даже тогда люди не ушли с производства, остались работать. Это невозможно не ценить. Я пришел сюда в 1994 году, считайте, 26 лет живу (с небольшим перерывом в девять месяцев) мыслями и чувствами моих коллег, товарищей, дышу вместе с ними этим воздухом. Мы сроднились. И как бы кто ни говорил, люди готовы реализовать себя как специалисты именно на этом предприятии.
Кроме того, у нас хороший социальный пакет. Не буду перечислять все льготы, которые закреплены в колдоговоре, назову основные, которые серьезно стимулируют людей. Например, если женщина отработала на предприятии 30 лет, а мужчина – 35, то они получают 10 базовых величин. После 25 лет стажа на заводе – звание «Ветеран труда» и тоже 10 базовых. Люди прекрасно понимают, что государственное предприятие часть нагрузки и ответственности за своих работников берет на себя.
– На участке высокоточных токарных патронов, мне кажется, работать одно удовольствие. Тепло, светло, современное, компьютеризированное оборудование. А как идет процесс обновления основного парка станков?
– К сожалению, не так быстро, как хотелось бы. Замена станков – очень дорогое удовольствие. За тот же обрабатывающий центр надо выложить достаточно серьезные суммы. Причем свои средства. Вот вы говорите про участок высокоточных патронов, а в его создание вложено более 2 млн рублей, или более 1 млн долларов в ценах 2018 года! Это средства инновационных фондов республики, Брестской области и наши, заводские. Окупаемость этого проекта – порядка восьми лет.
– В своё время машиностроители Барановичей славились своей кооперацией. Остались ли сегодня такие связи?
– Конечно. Допустим, энную часть поковок мы берем на станкостроительном заводе, алюминиевое литье – на «Торгмаше», часть компонентов – на автоагрегатном заводе, услуги цинкования и оксидирования нам оказывает коллектив «Автако». Если есть в городе партнеры, которые могут предложить свои услуги, цена и качество которых нас устраивает, почему бы этим не воспользоваться?
– Вы отметили, что коллектив омолаживается. Но нынешняя ситуация на рынке труда обозначила проблему нехватки квалифицированных рабочих. Как завод переживает кадровый голод? Каким вы видите решение этой проблемы?
– Ситуация с кадрами непростая, как, впрочем, у всех. Нам очень нужны высококвалифицированные рабочие. Рассчитывать на то, что сейчас к нам придут толпы, было бы утопией. Для того чтобы работать на заводе – нужно всего лишь желание и заинтересованность. Мы организуем и обучение, и повышение квалификации, приобретение нового разряда на месте. У нас дважды в год, по два-три месяца, 15–20 человек проходят такое обучение. Есть стимул повышать свою квалификацию, потому что это влияет на серьезную прибавку к заработной плате.
– Как это относится к инженерным кадрам?
– Согласитесь, мы все начинали с простого. И молодые специалисты: технологи, конструкторы, придя на завод, тоже учатся. Им тяжело сразу разобраться в технологических процессах, понять нюансы работы. Другого критерия для того, чтобы найти себя и реализовать, вырасти в высококлассного специалиста, достичь высот, здесь нет – необходимо тоже всего лишь желание! А если кто-то пришел просто отбыть трудовую повинность в виде двух лет отработки, он вряд ли чего-то достигнет. Я уже говорил о молодом конструкторе, который занимался разработкой высокоточных патронов. Он съездил в Германию, посмотрел, как там работает эта технология, поучился. Если есть заинтересованность, поверьте, у нас есть все возможности её реализовать.
– В своё время завод станкопринадлежностей славился семейными династиями. Сохранилась ли сегодня эта добрая традиция? А Вы, Андрей Збыславович, – единственный член своей семьи, который трудится на заводе?
– Нет. Моя дочь тоже работает на заводе, в отделе маркетинга. Получила экономическое образование в БарГУ и пришла к нам. Иногда жалуется: «Ты других так не душишь, как меня», на что получает ответ: «С тебя и спрос другой». Ей вдвое больше достается. А что касается династий, то они и сегодня работают на заводе. И этим, считаю, можно гордиться. Одна из таких – династия Шестаков, которая объединяет три поколения заводчан. А если дело дедов и отцов продолжают дети и внуки, значит, у нас есть будущее.
Женщина с мужским характером
Даже подумать не могла, что женщина может возглавить такой серьезный, да еще сугубо мужской отдел. Но начальник бюро станков с ЧПУ Галина Зуева на моё недоверчивое отношение к этому факту довольно решительно восклицает:
– У меня склад ума мужской!
Может, это обстоятельство и сыграло свою роль в судьбе Галины Ивановны. Родилась в Смоленской области, окончила Брянский институт транспортного машиностроения. Вместе с ней в Барановичи ехали семь её однокурсников: пятеро распределились на новый завод автоматических линий, двое – на завод станкопринадлежностей. 1 августа 1979 года Галина Зуева переступила проходную предприятия впервые и продолжает это делать более четырех десятков лет.
Задаю вопрос о том, чем же так привлек молодого инженера-технолога этот коллектив, этот завод. Моя собеседница, чувствуется, не любительница телячьих нежностей и рубит прямо:
– А зачем куда-то идти? Во-первых, тогда никто не бегал с предприятия на предприятие. Во-вторых, а где могло быть лучше? У меня была хорошая работа, хорошая зарплата, я жила в заводском общежитии, позже получила квартиру в доме, который построил завод. Когда я пришла сюда, на производстве было только два станка с ЧПУ, их обслуживал один программист. А потом благодаря Советскому Союзу и Минпрому завод получил целую серию такого оборудования. Я и года не поработала, нужен был дублер для программиста, и выбор пал на меня. С тех пор работаю исключительно с мужчинами, и мне с ними очень легко. Я с ними и в пешие походы ходила, и спортом занималась. У нас на заводе и сейчас хорошая команда по мини-футболу из года в год. А добровольная дружина какая была! И сейчас занимает призовые места.
Пока я не видела лица Галины Ивановны, которое было спрятано под маской, представляла, какая она, эта сильная женщина. А когда начальник бюро подошла к своему детищу, чтобы фотограф сделал снимок, увидела, какое красивое, открытое и молодое лицо у Галины Зуевой. С трудом верится, что она 10-й год на пенсии.
– Такая востребованность является большим стимулом, – признаётся женщина. – Если завод нуждается в моем опыте, в моей точке зрения, то это только заряжает на позитив, на то, чтобы постоянно быть в тонусе.
Через многофункциональные станки с ЧПУ проходят все детали. «Нет такого изделия, которое бы не обрабатывали на нашем участке», – говорит начальник бюро. Здесь шлифуют и высокоточные патроны.
– Нашим специалистам под силу сделать любую сверхточную деталь, – убеждена Галина Зуева. – Поэтому продукцию у нас и покупают. Поэтому у завода и перспектива есть.
Токарь-ас и знатный щукарь
Вот ведь как бывает в жизни: в школе учиться Александр Романюк ленился, в чем сам признаётся, а когда пришел на завод – вырос в токаря высшего разряда, в специалиста-аса.
– 12-ю среднюю школу в Барановичах я окончил в 1969 году, – рассказывает Александр Александрович. – Очень хотел работать на заводе станкопринадлежностей. О нем тогда слава гремела на весь Советский Союз, отсюда тысячами штук продукция шла повсюду. Устроиться было тяжело, но мне повезло. Три месяца поработал на токарном станке учеником, а потом стал трудиться самостоятельно, как говорят, голыми руками каждую деталь вытачивал.
Потом парня призвали в армию, а через два года служивый вернулся на своё рабочее место. Женился. Родились дети. Александр кормил семью, хорошо зарабатывал, набирался опыта, рос как специалист. Но тут грянула известная перестройка.
– Не было работы, зарплату по три месяца не получали, – вспоминает те тяжелые годы Александр Романюк. – И так было везде. Куда было идти? Хотя мне предлагали перейти на авиазавод, освоить другую специальность, а зачем? Я свою работу могу с закрытыми глазами делать. Да и как уйти? Не мог я никуда уйти – тут всё родное, и этим сказано!
Александр Александрович вспоминает, как трудились в две-три смены, по 35 человек на линии было. По 5 000 тисков в месяц делали. Сейчас те же станки, только рабочие успевают выполнить задание уже за одну смену. И специалистов на линиях заметно поубавилось.
– Только требования к изделиям гораздо выше – те же тиски уже с гидравликой, очень востребованы, потому что высокой точности. И такого качества мы добиваемся на тех же станках! Люди стараются, хотят заработать. На нашей линии некоторые рабочие по 1 500 рублей получают. Но молодежь не идет даже на такие деньги. Им теперь надо всё и сразу, и для этого не прикладывать ни сил, ни знаний, ни опыта. Обидно за такое отношение.
А мне хоть и 69, а на завод хочется. У нас сейчас дела идут хорошо, атмосфера дружеская, отношение начальства хорошее. Директор открытый, доступный, с уважением к людям относится. Поднимаюсь в 4 утра и принимаюсь за дело.
Дел у Александра Романюка и вне завода немало. Он скромно умолчал о своих прошлых спортивных победах и увлечениях, зато об этом рассказали его коллеги. Помимо занятий легкой атлетикой, благодаря которой и сегодня имеет спортивную фигуру и физическую закалку, Александр Александрович, оказывается, является знатным щукарем.
– Он в нашей команде от «Белой Руси» самый лучший рыбак, – восхищается Владимир Бутько, председатель заводской первички общественной организации. – Да и во всем городе лучше не найти. Александр Александрович на щуках специализируется, его у нас так и зовут – «щукарь».
– Люблю я это дело, – добавляет сам герой, смущаясь. – Беру лодку, приспособления и отправляюсь на рыбалку. А в деревне 60 соток земли обрабатываем с женой. Вот весны дождались, будем работать. Надо шевелиться, а то на диване загнешься.
Александр Александрович воспитал достойную смену. Сын – майор-пограничник, дочь – ведущий специалист немецкой фармацевтической фирмы «Байер» в Минске. А вот если к токарю шестого разряда Романюку попадет на учебу безусый паренек, считай, ему крупно повезло.
Достойная команда
Как повезло и мне познакомиться с людьми, влюбленными в свою профессию и в своё предприятие, понять, почему они так преданы заводу станкопринадлежностей и почему трудятся здесь целыми семьями, как династия Шестаков.
– Перед нами даже вопрос не вставал, куда идти, – признается Юрий Шестак, слесарь-ремонтник ремонтно-механического участка, глядя на своего младшего брата Сергея, ответственного за исправное состояние грузоподъемных кранов. – Мы еще в школе знали, что будем работать на заводе станкопринадлежностей.
Откуда такая уверенность? Им её вселили родители. Мама, Любовь Ивановна, была контролером на заводе, папа, Владимир Николаевич Шестак, занимал должность старшего мастера ремонтно-механического участка. Здесь прошла вся их жизнь, и оба сына безоговорочно направились учиться на слесаря-ремонтника в 118-е училище «металлистов», как тогда называли лицей машиностроения.
– Никто нас не заставлял, родители предоставили свободу выбора, – повторяет младший брат. – Мы видели, что и отец, и мама довольны своей работой, хорошо зарабатывают, чего нам искать?
Скажете, пришли мужики на завод по инерции? Мне так не кажется. Потому что Юрий Владимирович переступил проходную в сложном 1995-м, а Сергей Владимирович – спустя два года, в 97-м. С распадом великой страны барановичский производитель технологической оснастки потерял свой надежный якорь, надо было искать новых партнеров, новые рынки сбыта. Вместе с коллективом братья Шестаки пережили те времена.
– Знаете, я ведь уже потом, в 2000-х, уходил с завода, – откровенен Юрий Шестак. – Честно, дурак был. Посмотрел, что на другом предприятии не лучше, и быстро вернулся назад. Мне повезло, что еще не успели занять моё место. Говорят, только что-то потеряв, ты начинаешь это ценить. Со мной произошло примерно то же самое. Пришел на завод, смотрю: отличные все ребята, инженерная команда хорошая, а теперь и заработок достойный. Что еще нужно?!
Теперь понимаю, почему Юрий не стал возражать, когда его сыновья, Алексей и Роман, изъявили желание учиться в том же лицее машиностроения и прийти на работу на то же предприятие. Хотя прежде электромонтер Алексей Шестак побывал на заводе станкопринадлежностей на практике, присмотрелся, и к нему присмотрелись. После учебы пришел на работу. А потом отслужил в армии и вернулся на своё место. Жаль, не удалось поговорить с молодым человеком: он заболел.
Зато сейчас здесь проходит практику Роман Шестак, младший брат Алексея. Роман – будущий электрогазосварщик.
– Ну и как твои впечатления?
– Мне нравится на заводе, коллектив нормальный, – смущается ученик. – Решил, что работать буду здесь. Опытные старшие товарищи помогают, подсказывают, учат. А это сейчас очень ценно.
– У нас нет монотонности, есть живая, разнообразная работа, – объясняет преимущества заводского дела Юрий Владимирович, – поэтому трудиться на заводе станкопринадлежностей еще и интересно.
Достойная смена, достойная династия, достойная команда.
Светлана ГИЛЬ
Фото Бориса НОВОГРАНА