Двумя высокими наградами Государственного военно-промышленного комитета отмечен труд коллектива 558-го авиаремонтного завода в республиканском конкурсе проектов в области науки и техники.
Диплом Госкомвоенпрома присужден авторскому коллективу в составе Александра Максименко, Виктора Мышковца (научные сотрудники Гомельского государственного университета) и Сергея Юркевича (начальник технологического бюро завода) за победу в номинации «Лучший проект по разработке прогрессивных технологических процессов, ресурсосберегающих технологий, оборудования и техники».
А один из авторов проекта Сергей Юркевич удостоен Почетного диплома военного ведомства за значительный вклад, внесенный в развитие вооружения, военной и специальной техники.
Мы попросили Сергея Николаевича рассказать, в чем уникальность представленной работы.
– В современном мире эксплуатируется множество цилиндров различного назначения (гидро, пневмо и т.д.) в различных отраслях промышленности и транспорта. В процессе эксплуатации все они рано или поздно получают коррозионные и иные повреждения поверхностей. Приходится менять цилиндры или ремонтировать, восстанавливая поврежденные поверхности. Менять дорого: постоянно растут стоимость металла, энергии, трудозатрат, следовательно, увеличивается и стоимость приобретаемых цилиндров.
Встает вопрос об их ремонте, восстановлении. Но как? С наружными поверхностями проще: существуют различные методы наплавок, в том числе лазерная, различные методы напыления. А как быть при повреждении внутренних поверхностей?
Восстановление цилиндров (особенно из высокопрочных легированных сталей) с дефектами на внутренней поверхности традиционными методами наплавки и напыления затрудняется из-за отсутствия доступа к восстанавливаемой поверхности, образования горячих и холодных трещин, а также повышенной чувствительности этих сталей к концентраторам напряжений при статических и особенно динамических нагрузках.
Перед нами и встала задача разработать технологию и специальное оборудование для лазерной обработки внутренних поверхностей деталей цилиндрической формы на базе импульсного твердотельного лазера.
В качестве объекта исследования мы взяли образцы деталей авиационной техники с различного рода повреждениями, восстановленные лазерной наплавкой. Работы проводили на цилиндрах из высокопрочной легированной стали 30ХГСА. Восстановление дефектных поверхностей осуществлялось лазерной наплавкой с использованием присадочного материала в среде защитного газа.
Учитывая данные, полученные в результате исследований, можно сделать вывод, что цилиндры из стали 30ХГСА с внутренними поверхностями, восстановленными методом лазерной сварки, по своим эксплуатационным свойствам не уступают новым деталям и могут применяться для обеспечения работы авиатехники.
Замечу: разработанное оборудование и технология могут быть пригодны для восстановления цилиндров различного назначения (гидро-, пневмо- и т.д.), различных размеров и в различных отраслях промышленности и транспорта.
Наша технология восстановления внутренних поверхностей цилиндров методом импульсной лазерной наплавки, как оказалось, уникальна. Аналогов её в странах СНГ точно нет, не уверен, что есть она и в Европе. Применение данной технологии возможно как в области ремонта авиационной, так и космической техники и вооружений.
Налицо и практическая значимость полученных результатов. Разработанная технология позволит сократить количество приобретаемых запасных частей. Возможный экономический эффект от её применения составит 200 000 долларов США в год.
Если говорить в целом о нашем сотрудничестве с учеными Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, то в совместной лаборатории «Новые материалы и технологии» в течение ряда лет проводятся научные исследования по разработке и созданию лазерных систем, которые используются в технологиях сварки, наплавки, термоупрочнения и резки различных материалов. Ряд разработок внедрен в производство.
По данной тематике опубликовано около 200 научных работ, включая 65 патентов на изобретения и полезные модели. По внутренним наплавкам планируется подать четыре заявки на патент, причем как Республики Беларусь, так и Российской Федерации.
Записала Светлана ГИЛЬ