Какую информацию о товаре ремесленник должен доводить до сведения потребителей в интернете? Необходимо ли ремесленнику регистрировать интернет-магазин и вправе ли он реализовать продукцию собственного производства в сети Интернет?
МАРТ Беларуси дает ответ на эти вопросы.
Порядок реализации физическими лицами, осуществляющими ремесленную деятельность (ремесленниками), изготовленных ими товаров определен абзацем вторым подпункта 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности».
Таким образом, с 12 января 2018 года (с момента вступления в силу Указа № 364) ремесленники вправе реализовать изготовленные ими товары:
на торговых местах на рынках, ярмарках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах;
в помещениях, используемых для изготовления этих товаров;
путем пересылки почтовым отправлением (в том числе международным);
посредством доставки по указанному потребителем адресу любым видом транспорта;
на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
с применением рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (т.е. размещать в сети Интернет (в том числе в социальных сетях) рекламу, посредством которой возможна реализация изготавливаемых ими товаров).
При этом при производстве и размещении (распространении) рекламы (в том числе интернет-рекламы), посредством которой будет осуществляться реализация изготавливаемых товаров, ремесленникам следует учитывать требования Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-3 «О защите прав потребителей» и Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-3 «О рекламе».
Закон о рекламе не содержит ограничений по месту и времени размещения (распространения) рекламы ремесленной деятельности. Это означает, что ремесленник имеет право размещать (распространять) рекламу в средствах массовой информации (на телевидении, радио, в печатных изданиях (газетах, журналах), на средствах наружной рекламы, в сети Интернет и в иных, не запрещенных законом «О рекламе» местах.
При этом при производстве и размещении (распространении) рекламы, посредством которой будет осуществляться реализация изготавливаемых товаров, ремесленникам следует учитывать требования закона «О рекламе» и закона «О защите прав потребителей».
В силу статьи 1 закона «О защите прав потребителей» ремесленники, реализующие изготавливаемые ими товары, являются продавцами.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 7, пунктами 1, 3 статьи 8 закона «О защите прав потребителей» при реализации товаров посредством рекламы (в том числе интернет-рекламы) продавец обязан в этой рекламе доводить до сведения потребителей информацию о:
своих фамилии, собственном имени, отчестве;
наименовании товара;
цене товара;
об условиях хранения товара, пользования товаром, если они отличаются от обычных условий хранения товаров, пользования товарами либо требуют специальных условий хранения, пользования;
сроке доставки товара;
цене и об условиях оплаты доставки товара.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. №128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»:
интернет-магазин – информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта (пункт 8);
субъект торговли – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь (пункт 31).
Учитывая приведенные определения, интернет-сайт ремесленника не является интернет-магазином и, следовательно, не подлежит регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь.