Наверх

Интервью с генеральным директором БПХО

11.06.2017 1901 Наш край

NOB_5974444Искренне порадовалась за барановичских текстильщиков, когда в числе лауреатов почетного звания «Человек года 2016» Барановичей увидела имя и фамилию генерального директора БПХО Ивана Турчака. Одолеть такую вершину – стать лучшим в области экспорта, считаю, заслуга не только руководителя – каждого труженика хлопчатобумажного объединения. Эта победа тем более значима, если учесть, что масштабная модернизация производства ни на минуту не остановила процесс создания той продукции, которая позволила флагману легкой промышленности города уверенно выйти на внешние рынки.

Так что поводов для встречи с генеральным директором БПХО Иваном ТУРЧАКОМ накануне профессионального праздника – Дня работников легкой промышленности – немало.

– Иван Григорьевич, каждый раз, характеризуя состояние дел на предприятии, вы неизменно отмечали одно: «Ситуация непростая». Это было объяснимо, когда шла модернизация производства. Можно ли сегодня говорить о её первых успешных результатах и о том, что нынешняя ситуация на хлопчатобумажном объединении стала лучше, понятней?

– Как и многие белорусы, я люблю пожаловаться (улыбается)… Не буду оригинальным и сейчас: нынешнее время непростое, но любую сложную ситуацию нужно рассматривать не только как проблему, но и как стимул к совершенствованию, поиску иногда не совсем стандартных путей развития. В целом мы достаточно успешно завершили 2016 год.

Всё более очевидными становятся результаты модернизации. Я удовлетворен тем, что на предприятии создана работоспособная команда.

Благодарен всем работникам предприятия за добросовестный труд. Мы сделали серьезные шаги в создании собственной товаропроводящей сети: открыто 70 фирменных магазинов «Блакіт» в Беларуси и два – в Российской Федерации, в частности в Москве. Все те показатели, которые мы планировали, коллектив хлопчатобумажного объединения перевыполнил.

Мы уверенно показываем темпы роста и по объемам промышленного производства: за пять месяцев 2017 года – 133,6 %, и по экспорту – 171,4%, и по росту продаж – 134,1%, и по производительности труда. Внешние поставки наращиваем на протяжении четырех – пяти последних лет. Коллектив работает прибыльно, со стабильной рентабельностью продаж.

– А как зарабатывают текстильщики?

– К сожалению, зарабатывают немного.

– Но почему? Ведь вы сами говорите, что растут объемы производства, производительность труда, увеличиваются продажи…

– Потому что пока текстильщики живут в кредит. Проблема с наличием оборотных средств не исчезла – она остается.

– Когда же работники хлопчатобумажного объединения, которые создают такую качественную и красивую продукцию, начнут достойно зарабатывать?

– Планируем к декабрю текущего года довести уровень заработной платы на предприятии в среднем до 700 рублей. Думаю, этой планки должны достичь.

– Пройдена такая серьезная модернизация, можно сказать, БПХО пережило революцию. Куда сейчас движется хлопчатобумажное объединение?

– Мы преодолели период нестабильности, сделали серьезный скачок и в технологии производства, и в качестве продукции, и в выпуске продукта с высокой добавленной стоимостью. Сегодня объединение движется к созданию производственно-сервисного предприятия.

– Что это значит?

– Пересмотрев подходы к реализации продукции торговой марки «Блакіт» через розничную сеть, мы поставили перед собой максимально сложные задачи и достаточно амбициозные цели: довести количество магазинов фирменной торговли до 500. Принятая в 2014-м маркетинговая концепция, в частности и по развитию товаропроводящей сети, даёт свои плоды.

Качество продукции в надежных руках контролера складально-упаковочного цеха отделочной фабрики Ирины Коско
Качество продукции в надежных руках контролера складально-упаковочного цеха отделочной фабрики Ирины Коско

– Вы верите в успешность этой идеи? Ведь постельное белье не хлеб и не молоко, которые мы покупаем каждый день. А сколько комплектов постельного белья нужно семье?

– При правильном соотношении цены и качества продать можно всё!

– Ваши слова вселяют оптимизм. Ведь сколько разговоров было вокруг объединения: мол, эта махина уже вряд ли сдвинется с места…

– Когда шесть лет назад я возглавил предприятие, выслушал немало вариантов по его будущему развитию. Звучали и такие: раздробить объединение на 20 мелких. Мы не пошли по этому пути и правильно сделали. За счет оптимизации внутренних процессов нам удалось сохранить полный цикл производства. С одной стороны, это тяжело, а с другой, позволяет контролировать весь технологический процесс. И это одна из наших сильных сторон. Барановичское хлопчатобумажное объединение сегодня лидер текстильной промышленности. Мы входим в число четырех – пяти компаний, занимающих лидирующее место по объемам продаж.

Многие наши конкуренты забыли, что такое ткацкий станок, и работают на пакистанских, индийских, турецких тканях. А это ведет к потере качества, контроля и компетенции.

Нынешнее БПХО не махина в том понимании, о котором думают некоторые. Предприятие объединило четыре – пять направлений и получило хорошую возможность гибко и мобильно реагировать на конъюнктуру рынка, эффективно развиваться, повышать уровень компетенции руководителей этих подразделений и специалистов. Я вижу, как поменялась ответственность людей за своё дело, значительно улучшилось качество продукции. Всё, чего мы достигаем, видят и наши потребители. Надеюсь, они также довольны результатами нашей работы.

– Вы убедили меня в том, что при грамотном управлении эффективно может работать и крупное производство. Но как слезть с кредитной иглы? Вы ничего не говорите об инвесторах – эта задача уже снята с повестки дня?

– Вы знаете такое утверждение: весь мир живет в кредит?

– Знаю, и говорят, что это разумно. Но, думаю, только там, где есть дешевые кредитные ресурсы. Хотя лично я в долг жить не хотела бы…

– А я ничего против кредитов и вливания ресурсов в производство не имею – это только на пользу делу. Проблема в том, что, как вы сказали, ресурсы у нас не дешевые и предлагаются на короткие сроки.

Что касается инвестора… Он нужен предприятию. Да, сегодня мы на плаву, вовремя выплачиваем зарплату. Но если найдется более эффективный собственник, почему бы и нет? Инвестор нужен для придания системе новой динамики. Но я не верю в то, что он придет и облагодетельствует коллектив. К сожалению, пока наблюдаю только инвесторов спекулятивного характера, у которых на уме другое: прийти и закрыть предприятие.

– Вы забыли еще об одном: сначала они всё из предприятия выкачают. С горечью вспоминаю, какой крепкой, устойчивой и популярной в Барановичах была торговая сеть «Продукты». Но пришел инвестор – и «благодаря ему» многие жители города остались без продовольственных магазинов шаговой доступности. И это в ХХI веке!

– Вы верно подметили. Свой бренд надо развивать, поддерживать и достойно представлять на рынке! Мы гордимся, что в Барановичах сильные мебельные фабрики, лучшие молочные продукты и многое другое. И, безусловно, нам всякий раз приятно, когда гости, в том числе и зарубежные, в качестве подарка везут из нашего города или из Беларуси постельное бельё «Блакіт».

И раз уж заговорили о брендах Барановичей, хочется, чтобы их по-настоящему ценили. Мы порой возмущены до глубины души, когда на продукцию под видом барановичского домашнего текстиля к нам приходят рекламации (мол, после стирки оно потеряло свои потребительские качества). Тут же выясняется, что купленное постельное бельё никакого отношения к барановичскому текстилю не имеет, а сшито из российских тканей. У меня такое отношение наших граждан к марке своего продукта вызывает, мягко говоря, недоумение.

К примеру, в Турции есть компания Мадо по производству лучшего в мире мороженого. Так вот мороженого другой марки вы там не найдете. Турки слишком уважают себя и свои традиции, чтобы предавать их. И при этом нет никакого административного ресурса.

В связи с этим хочу предложить всем предпринимателям, производителям, которые работают и намерены серьезно работать с хлопчатобумажным объединением, взаимовыгодные условия сотрудничества.

За работой – молодой ткач первого ткацкого цеха Татьяна Пшеничная
За работой – молодой ткач первого ткацкого цеха Татьяна Пшеничная

– Хлопчатобумажное объединение – один из тех барановичских производителей, кто наращивает внешние поставки и находит новые рынки сбыта. Каков удельный вес экспорта и каким новым странам вы открыли все прелести белорусского домашнего текстиля?

– За пять месяцев года доля экспорта в общем объеме реализации составила 35%. Наш рынок – это территория в радиусе 2 000 километров. Мы продаем свою продукцию в Россию, Украину, Польшу, Сербию, Прибалтику. Начали работать с Бразилией, Чили, другими странами Южной Америки.

– Чем привлекает барановичский текстиль зарубежного потребителя?

– Как я уже говорил, ценой и качеством. Например, сатины для гостиниц мы начали поставлять в Краснодарский край, в Сочи. Потом этой продукцией заинтересовались Украина, центральная часть России. И только белорусы оказались последними, кто распробовал чудесные сатины. Мы, видимо, привыкли к бязям. И вот уже заключили первый контракт с «Белагроздравницей» на поставку сатинов в белорусские санатории на 300 тысяч рублей.

– Хлопок остается основным сырьем для БПХО?

– Конечно! Хотя благодаря гибкости можем уходить и в другие ниши. Например, расширяем линейку продукции за счет производства льна в кооперации с Оршанским льнокомбинатом. Работаем над шторными тканями. В этом году приобрели цифровую ротационную машину для печати, которая позволит выпускать ткани со сложными эффектными рисунками.

– А какие перспективы по выпуску джинсовой ткани, о которой шли разговоры?

– Работа над костюмно-плательными тканями – больше лабораторная. Выпускаться они будут в 2018 году.

– Вы возглавили хлопчатобумажное объединение шесть лет назад, в 36 лет. Не было страха брать ответственность за судьбу трех тысяч текстильщиков, которые на тот момент были в очень непростой ситуации?

– Сегодня у нас трудится уже не три тысячи – 2 081 работник. Страха не было. Не хватало знаний и компетенции, но страха не было.

– Почему?

– Потому что у меня уже был кое-какой жизненный опыт, который я приобрел, работая в частном бизнесе. Затем руководил комбинатом надомного труда в городе. Мне кажется, проблемные предприятия должны возглавлять молодые люди. Они менее традиционных взглядов, более готовы на сложные, рискованные проекты. В любом случае у человека, берущегося за такой руль, должно быть определенное видение и желание осуществить это видение.

– Как изменились ваши взгляды и вы сами спустя шесть лет?

– Я получаю удовольствие от работы. Это непросто, потому что стоит определенных сил, энергии, нервов. Конечно же, я стал более опытным.

– Психология трактует, что для успеха дела каждые пять лет человек должен менять своё занятие. Вы в это правило верите?

– Человек должен хотеть сам что-то изменить в своей жизни, в работе. Когда такое желание пропадает, надо уходить. У меня еще много планов на посту руководителя объединения и хочется их реализовать.

– Как вы попали в легкую промышленность? Пошли по стопам родителей?

– Нет. Моя мама работала на нефтебазе. Она – коренная барановичанка, отсюда родом и бабушка, и дедушка. А папа – ростовский казак, приехал сюда и здесь остался. Он – инженер-механик, работал на станкостроительном заводе «Атлант», на заводе автоматических линий.

Так что я, можно сказать, пошел по его стопам – получил образование инженера-электромеханика. Вуз закончил в 90-х – переломное, неопределенное время. Многие искали себя. Вот и я торговал, занимался частным бизнесом. В легкую промышленность пришел случайно. До назначения на БПХО знал, как продавать товар, как шить. Сейчас знаю, как делать ткани.

– А ваша семья чем живет?

– У меня замечательная семья. Жена – экономист, работает в частном бизнесе. Сейчас она в декретном отпуске. Нашему младшему сынишке – два года. Старшая дочь – студентка, заканчивает четвертый курс БНТУ по специальности «промышленный дизайн». Средняя дочка – школьница, ей 9 лет, она успешно учится в четвертой гимназии, радуя своими достижениями.

– Чем занимаетесь после работы?

– Моё увлечение – это семья, дача. Всё свободное время стараюсь проводить с детьми.

– На даче что выращиваете?

– Я – ничего. Выращивает жена. Я очень люблю готовить.

– Откуда такая любовь?

– Наверное, от желания хорошо поесть.

– Это у меня конституция такая.

– И что же любите готовить?

– Блюда азиатской кухни, всё, что связано с казаном-мангалом. Плов хвалят.

– У вас много друзей?

– Много. С несколькими одноклассниками до сих пор общаемся. До недавнего времени ежегодно в походы ходили. Сейчас, правда, не так часто заглядываем в гости друг к другу. А общаться надо. Белорусы, к сожалению, стали более закрытыми.

– Вы много ездите по миру. Вот и об интервью с вами я договаривалась, когда вы были в командировке в Турции. Где, по-вашему, лучшее место для жизни?

– Лучшего места, чем в Беларуси, точно нет. У нас есть всё, кроме моря и гор. Очень важно любить то место, где живешь, дело, которым занимаешься. В мире, кроме Беларуси и России, не найти другой страны, жители которой бы ругали свою родину. Почему-то мы больше настроены на негатив.

Я тут прочитал, что 40% белорусов хотели бы уехать из страны. Они что же, временщики? Не нравится на государство работать – работай на себя. У нас грамотные, трудолюбивые люди. И нашей национальной идеей, на мой взгляд, могла бы стать идея жить в любви. Любить своих родных, близких, чужих людей, своё дело, родное предприятие, свою землю.

– Спасибо, Иван Григорьевич, за интересное интервью. Процветания вам и вашему коллективу.

– Спасибо.

Светлана ГИЛЬ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.



  • Мы в социальных сетях: