Наверх

Интервью с генеральным директором Барановичского городского ЖКХ

26.03.2017 611 Наш край

NOB_617222Казалось, совсем недавно мы встречались с генеральным директором городского ЖКХ Григорием КОСОБУЦКИМ по поводу 60-летнего юбилея предприятия. Нынешний разговор с руководителем самой хлопотной службы Барановичей связан не только с профессиональным праздником – Днем работников бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, но и с 70-летним днем рождения коллектива.

– Григорий Григорьевич, у людей вашей профессии особенно ценится стрессоустойчивость и искренняя вера в своё дело, потому что обывателей, которые хвалят и благодарят коммунальников, согласитесь, не много. Чаще люди выражают недовольство: то улицы разбиты, то территория не убрана… Я предлагаю вам вспомнить те новшества минувшего десятилетия в сфере городского ЖКХ, которые положительно повлияли на жизнь и быт барановичан.

– Принимаю ваше предложение. В этом году исполняется ровно 10 лет, как на территории службы санитарной очистки и уборки (в то время спецавтобазы) мы открыли диагностическую станцию. Жизнь показала правильность того шага. Мы не только создали пять новых рабочих мест, но нашли дополнительный источник дохода. Данная услуга востребована. За это время здесь прошли техосмотр около 80 тысяч автомашин. Коллектив станции работает прибыльно.

В 2011 году в Барановичах открылась сортировочно-перегрузочная станция. Благодаря её появлению мы продлили жизнь полигону твердых коммунальных отходов в Деревной.

– Сегодня там большой объем накоплений?

– Большой, но не критичный.

– Когда запустили сортировочно-перегрузочную станцию, помню, как специалисты проектного института «Белкоммунпроект» называли срок окупаемости объекта – 15 лет. При этом подчеркивали, что проект более важен для города с экологической точки зрения, чем с экономической.

– Они правы. До появления данной станции весь бытовой мусор – примерно 50 тысяч тонн ежегодно – шел на полигон в Деревную. Вторичного сырья из него извлекали мизер. Когда станция стала функционировать, в первый год, в 2012-й, она пропустила 5 340 тонн мусора, из которого было отобрано 428 тонн вторичного сырья. В 2016-м через сортировочно-перегрузочную станцию прошло уже 23 386 тонн отходов, из которых отобрано 2 126 тонн вторсырья.

Всего же за эти годы переработано 107 275 тонн мусора – это двухлетний объем тех отходов, которые утилизируются на полигоне в Деревной со всего города. Из этих отходов извлечено 8 227 тонн вторичного сырья, которое затем прошло сортировку по видам: стекло, пластик, полимеры, бумага, картон, ПЭТ-бутылка.

Спрессованное на станции вторсырьё ушло в переработку.

– Сортировочно-перегрузочная станция задумывалась как первая очередь будущего завода по переработке коммунальных отходов. Эта идея еще жива?

– Жизнь показала нецелесообразность этого проекта. Дело в том, что существующие белорусские заводы по переработке вторичного сырья не загружены на полную мощность. Что касается нашей станции, то специалисты стали думать о другом направлении её развития – возможности получать топливо из вторсырья. Пока данное направление изучается на республиканском уровне.

– Скажите, а куда подевались разноцветные контейнеры для раздельного сбора стекла, бумаги, ПЭТ-бутылок? Они что же, оказались неэффективными?

– Их переместили на другие места, где эти 1 617 специальных контейнеров по результатам мониторинга работников службы санитарной очистки и уборки приносят наибольшую пользу. Эффективность, считаю, проявилась в том, что горожане стали более сознательно разделять отходы, у них появилась такая хорошая привычка. Объем закупок материальных ресурсов от населения значительно увеличился в целом за последние три года. Это стало заметно и по морфологическому составу поступающих на сортировку коммунальных отходов.

Процент вторичного сырья в общем объеме отходов уменьшился почти в два раза: с 12,4 % в 2012-м до 6,9 % – в 2017-м.

– И какого вида вторичного сырья с помощью этих контейнеров удается собрать больше?

– ПЭТ-бутылок.

– С 20 февраля городское ЖКХ подняло закупочные цены на вторичное сырье. Прошел месяц. Что изменилось?

– Объемы сбора вторичного сырья за этот месяц выросли на 15 – 20 %. Хорошая цена – пока что решающий фактор для стимулирования людей разделять отходы.

– Еще несколько лет назад перед ЖКХ стояла сложная задача – заключить договоры на вывоз мусора со всеми жителями индивидуальной застройки. Как обстоят сегодня с этим дела?

– Проблем с частным сектором практически нет: процент заключения договоров составил 99 %. Из 40 тысяч лицевых счетов неохваченными остались чуть более 400. Среди этих 400 немало домов, где нет хозяев или они не установлены. Но мы продолжаем работу по заключению договоров.

– Давайте обратимся еще к одной исторической странице городского ЖКХ. Ровно пять лет назад в Барановичах произошла реорганизация отрасли. Признаться, я была в рядах тех горожан, кто эту идею принял без оптимизма. Реорганизация 2012 года, на мой взгляд, лишила людей стимула работать эффективнее, давать лучший продукт.

– Не согласен с таким мнением. Если бы мы тогда не объединили службы, некоторые бы не выжили.

– Какие, например?

– Та же служба банного хозяйства. Минимальный тариф на помывку не покрывает расходы, которые несет служба. И если раньше эту разницу компенсировало государство в виде дотаций, то с 1 января прошлого года дотации на услуги бань отменили. А тариф при росте цен на энергоносители стал еще ниже: раньше одна помывка в общем отделении бани стоила 51.400 рублей, теперь – 5 рублей. Из-за этого многие бани в республике закрылись. Гораздо меньшим стал спрос и у нас на эти услуги.

– В этих условиях, выходит, вторая баня, на улице Фабричной, вроде как уже и не нужна горожанам…

– Спрос на банные услуги периодический, то возрастает, то уменьшается. И такие потери служба банного хозяйства компенсирует, развивая другие виды услуг. В том же комплексе на Фабричной эффективно работают кафе и бар. Наряду с общепитом служба зарабатывает дополнительные деньги и за услуги платной и штрафной стоянок.

– А что в других подразделениях ЖКХ?

– Сегодня все зарабатывают. Так, работа эвакуатора в службе саночистки способствует как наведению порядка на городских улицах, безопасности дорожного движения, так и является источником дополнительного дохода.

Творческий подход к своему делу проявляют работники службы озеленения, ищут иные формы для благоустройства и украшения города. Малые архитектурные формы – новое направление в их деятельности. Когда барановичские предприниматели увидели эти работы, они охотно согласились установить их возле своих офисов, бутиков, мастерских в центре города. Тем самым придать колорит, свой шарм лицу города. Мастерство барановичских озеленителей высоко ценят и на республиканском уровне, когда отдают им пальму первенства в тендерах.

Наши цветы, например, украшают территорию у Администрации Президента. Коллектив службы озеленения пробует выращивать овощи, зелень. В прошлом сезоне они поставляли их в санаторий «Чаборок», в наше кафе «Тонус». Это очень хорошее подспорье для дополнительного заработка. Воплощают в жизнь еще одну интересную идею. Но пусть пока она будет нашим маленьким секретом – об этом расскажем чуть позже.

Во всех республиканских тендерах участвует и коллектив службы ритуальных услуг. Свою продукцию работники службы успешно реализуют в некоторых районных центрах Брестчины. И это не только ритуальные принадлежности. Здесь освоили выпуск бетонных цветочниц, урн, лавок, песочниц. Лавки можно увидеть в парке «Натхнёныя Перамогай». Спрос на эту продукцию есть. Оценили горожане и новую разработку – песочницу с крышкой, которая трансформируется в скамейки для малышей.

Служба освещения продолжает заниматься проектом переоборудования и замены натриевых светильников на светодиодные и внедрением системы диспетчерского контроля за всем городским хозяйством.

Можно еще приводить массу подобных примеров, которые показывают, как каждое подразделение городского ЖКХ стремится заработать дополнительные средства, чтобы и самим развиваться, и создавать комфортные условия горожанам. Анализ работы каждого подразделения проводим не только ежемесячно – еженедельно. А по итогам каждого месяца люди премируются или, наоборот, лишаются вознаграждения. Так что стимул работать лучше есть у каждого.

На протяжении последних пяти лет все городское ЖКХ работает прибыльно и рентабельно во многом благодаря тому, что все коллективы ищут работу, дополнительные источники заработка. И я сомневаюсь, что некоторые службы, существуя самостоятельно, могли бы сделать такой ремонт всех административных и бытовых помещений, какой мы сделали, объединившись. Зайдите в любую службу и посмотрите, какие замечательные условия созданы для клиентов и самих работников.

И чтобы уже закончить эту тему, давайте обратимся к статистике. 10 лет назад на содержание городских объектов ЖКХ выделялось 82 % средств из бюджета и только 18 % мы зарабатывали сами. Сегодня этот баланс выглядит так: коммунальники зарабатывают самостоятельно 70 %, а треть затрат по содержанию города покрывает бюджет.

– Весна только началась, а коммунальники уже приступили к ремонту жилых домов. Несмотря на определенные сложности, эта важная работа будет продолжена?

– Обязательно. За минувшее десятилетие, считаю, мы проделали огромнейшую работу по капитальному ремонту жилья. Обновили 88 домов в Барановичах. Еще один актуальный момент – заменено почти 68 километровых тепловых сетей на ПИ-трубы. О благоустройстве городских улиц и некоторых объектов вы уже сообщали читателям газеты.

– Можно, кстати, высказать вам пожелание горожан по ремонту улиц?

– Пожалуйста.

– По мнению многих, ямочный ремонт – выброшенные деньги, а нужно делать сплошное асфальтирование дорожного полотна.

– К сожалению, мы не уйдем от ямочного ремонта – благодаря ему удается поддерживать нормальное состояние улиц. А сплошной асфальт в этом году ляжет на улицах Брестской на участке от магазина «Журавинка» до клумбы, Притыцкого – от Комсомольской до Чернышевского, Строителей, Гагарина – от Брестской до Комсомольской.

– Не могу не затронуть и тему оплаты жилищно-коммунальных услуг населением. Допустим, за вывоз мусора горожане два последних года платят полностью. Немалые суммы приходится выкладывать и за другие виды коммунальных услуг. А работники ЖКХ как снижают свои затраты?

– Верно: услуга по вывозу, переработке и обезвреживанию мусора самоокупаема. Но не только за счет тарифов. Так, за тот же вывоз мусора тариф не то что не изменился – даже уменьшился. Во многом такой результат получили за счет экономии затрат на производство товаров и услуг. В целом по предприятию за 2016 год экономия составила 993 тысячи рублей.

– Скажите, что удерживает вас в кресле руководителя самой, пожалуй, беспокойной отрасли города?

– Люблю свой город. Хочется, чтобы он становился еще краше, уютнее и комфортнее для проживания. И коллектив ЖКХ, который я ценю и им дорожу, делает для этого всё возможное.

К сведению

• В городском жилищно-коммунальном хозяйстве трудится более 1 600 человек.

• Средняя заработная плата в отрасли за два месяца года составила 525 рублей.

• По результатам областного соревнования за 2016-й Барановичское ГЖКХ заняло второе место, чуть-чуть уступив Бресту.

Светлана ГИЛЬ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.



  • Мы в социальных сетях: