Барановичи по праву называют городом машиностроителей. Приятно осознавать, что отрасль показывает самые высокие темпы роста в городской экономике. Заметный вклад в общий положительный результат вносит коллектив «Торгмаша».
Накануне профессионального праздника корреспонденты «Нк» побывали на предприятии. Вот каким получился разговор с его директором Александром РАТКЕВИЧЕМ.
– Александр Ярославович, как сработал коллектив в нынешнем году, с какими итогами встречает профессиональный праздник?
– Коллектив завода показывает стабильно хорошие результаты работы. Наращиваем объем производства: если за восемь месяцев года он составил 103,2%, то за август – уже 109,5%. Рентабельность продаж за семь месяцев вплотную приблизилась к 7%, а за июль по этому показателю мы вышли уже на 8,6%.
– То, что производите, всё продаете?
– Склады не могут быть пустыми технологически. У нас соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства составило 105,7% при задании 200%. Норматив мы выполняем.
– В каком объеме «Торгмаш» поставляет продукцию на экспорт и как идет освоение новых рынков?
– Мы увеличиваем объем экспортных поставок, за восемь месяцев темп роста – 103,8%. Удельный вес внешней торговли в общем объеме производства составил 85%. Россия по-прежнему остается основным потребителем нашей продукции. Постепенно стали увеличиваться поставки на Украину. Появились клиенты и на новых рынках. Небольшие партии продукции «Торгмаша» отправляем в Чехию, Болгарию.
Дистрибьютор завода в Риге ведет переговоры с Норвегией и Румынией. Именно через наших дистрибьюторов в Прибалтике мы пробуем выйти на европейский рынок: напрямую это сделать трудно, хоть мы и имеем международную маркировку на свою продукцию.
– Вас не обижают слова о том, что «Торгмаш» выпускает одну и ту же продукцию на протяжении десятков лет?
– Не обижают, потому что такое мнение субъективно. Это может утверждать только тот, кто не знаком с нашей продукцией. Давайте начнем с того, что промышленное оборудование, которое десятилетиями выпускает наше предприятие, успешно продается и сегодня! Но это совсем не те машины, которые были изготовлены 10 лет назад. Мы постоянно их совершенствуем. Так же, как это делает компания «Мерседес», например. Марка автомобиля-то остается неизменной, только разные опции конструкторы добавляют. Мы очень внимательно следим за потребностями рынка, за тем, как меняется его конъюнктура. Так, уже многие клиенты просят изготовить машину для измельчения мяса МИМ-300М мощностью не 380 В, как это было ранее, а 220 В. В этом году мы стали выпускать такие мясорубки.
Среди новинок – промышленная мясорубка МИМ-1000, то есть производительностью 1000 килограммов мяса в час. И она тоже востребована на рынке. Есть спрос на мясорубки МИМ, но уже производительностью 150 килограммов в час.
Изготовили опытные образцы пилы для резки мяса – ПЛМ-240. Замечу, что удельный вес отгруженной инновационной продукции превысил 36%.
– А какое оборудование для общественного питания, которое выпускает ваш завод, – самое продаваемое?
– Мясорубка МИМ-300М на 380 В. С начала этого года мы реализовали уже 2 389 таких машин. Повторю: мы достаточно гибко реагируем на рыночный спрос, на потребности клиента. В своё время, чтобы загрузить производство, изготавливали и тротуарную плитку.
– В Беларуси вы – монополисты. А кто ваши конкуренты на рынке?
– Основные конкуренты находятся в Российской Федерации. Это заводы «Чувашторгтехника», «Пермьторгмаш», московский «Атеси». Сильны своими традициями в производстве профессионального кухонного оборудования и представители Европы – французы, шведы, итальянцы, финны, немцы. По качеству мы им практически не уступаем, а вот в цене выигрываем.
– Вписаться в цену рынка и еще получить прибыль – значит, снизить себестоимость продукта. За счет чего это делаете?
– В первую очередь за счет модернизации производства. В этом году обновили инструментальный цех: установили стеклопакеты, утеплили и покрасили фасад. Сделали транспортную проходную. Завершили ремонт складских помещений заводской столовой. С начала года инвестировали в модернизацию почти 235 тысяч рублей. Будем и дальше продолжать эту работу.
– Вы первыми в Барановичах перешли на аутсорсинг, отказавшись от услуг своих строителей, уборщиц и т.д. Сегодня вы считаете то верным шагом?
Какую экономию средств аутсорсинг принес заводу?
– Думаю, это было верное решение. Меня очень удовлетворяет уборка заводских помещений и территории, которую производит фирма «Благоустройство и уборка», руководитель Семен Васильевич Кохович. Модернизацию производственных цехов и помещений сейчас ведут профессиональные строители. На конкурсной основе мы выбираем тех, кто выигрывает тендер. И сроки, и качество работ нас удовлетворяют. Не думаю, что с этим объемом справился бы наш прежний ремонтно-строительный участок. Да и технику соответствующую надо иметь. Сегодня за всеми строительными работами следят инженер по технадзору и инженер по охране труда.
– В снижении затрат существенную роль играет и оптимизация численности работников. Изменилась ли ваша кадровая политика?
– Если на начало года на заводе трудились 605 человек, то на 1 сентября работает 595. Мы никого не сокращаем, это идет естественным путем. В отношении административно-управленческого персонала действует такой принцип: достиг человек пенсионного возраста – всё, контракт прекращается. Даем поработать максимум полгода для того, чтобы специалист подготовил себе замену. А основный принцип кадровой политики на «Торгмаше» – дорогу молодым! Сегодня средний возраст работающих на предприятии – 43 года.
– Вы берете на работу выпускников Барановичского государственного университета?
– Берем. На освободившиеся вакансии. Весьма достойные специалисты.
– Как «Торгмаш» идет к поставленной задаче – к концу года заработать 1000 рублей?
– Средний заработок по заводу в августе составил 930 рублей. При средней списочной численности – 553 работника – 208 уже в августе заработали более 1000 рублей. В основном это рабочие. В сентябре, с выплатой премии ко Дню машиностроителя, думаю, средняя заработная плата превысит 1000 рублей по всему заводу.
– Коллектив завода до сих пор трудится неполную рабочую неделю. Почему?
– А мы справляемся с заданием за четыре дня. Зато есть существенная экономия электроэнергии и тепла. Конечно, если бы рынку требовалось больше нашей продукции, мы бы работали пять дней.
– «Торгмаш» всегда славился своей социальной политикой. Как сегодня обстоят дела с поддержкой тружеников предприятия?
– Социальный пакет у заводчан остался. Я считаю это обязательным делом. Человек так устроен: он не будет говорить о том, покрашен ли у него станок, но обязательно скажет, что получил хорошую премию и достойную зарплату. В этом году мы увеличили дотацию на питание с 2 рублей до 2 рублей 50 копеек. В сентябре – октябре предстоят существенные выплаты: по 100 рублей каждому работнику ко Дню машиностроителя, по 40 рублей планируем выплатить 589 нашим пенсионерам ко Дню пожилых людей, по 100 рублей – каждой маме ко Дню матери 14 октября. А у нас 208 мам на заводе. Как руководитель, я горжусь своим коллективом и тем, что торгмашевцы хорошо зарабатывают и могут рассчитывать на такие социальные выплаты. Хочу подчеркнуть: завод уже три года работает без кредитов.
– В чем вы видите перспективы развития «Торгмаша»? Каковы планы торгмашевцев?
– В выпуске новых видов продукции, освоении новых рынков сбыта. Планируем поехать на выставку в Киев. Как я уже сказал, поставки продукции на Украину постепенно увеличиваются, нам интересен этот рынок. В качестве разведчиков, так сказать, обязательно намерены посетить международную выставку в Италии. Хотим посмотреть, что мы можем предложить участникам такого форума уже в ближайшие годы. Планов много. Будем надеяться, что они реализуются.
– Спасибо, Александр Ярославович. С праздником вас и ваш коллектив!
Светлана Гиль.
Фото Бориса Новограна.