Наверх

Как правильно организовать режим дня, питания и быта школьника

15.08.2019 0 618 Наш край

Заканчивается последний летний месяц, а с ним и летние школьные каникулы. Приближается новый учебный год со всеми его радостями и трудностями, нагрузками и весёлыми школьными развлечениями.

Всё идет своим чередом. Но каждый учебный год – это ещё и большой вклад родителей в процесс превращения школьника в здорового, образованного, уверенного в своих силах взрослого человека.

Одной из обязанностей родителей является организация быта школьника: правильное оборудование рабочего места, продумывание рациона питания, контроль за соблюдением режима дня и обеспечение полноценного по качеству и достаточного по времени сна.

Современные школьники, согласно исследованиям, спят на 1,5‒3 часа меньше, чем их родители в том же возрасте. Дефицит сна имеет свойство накапливаться, и по пагубному воздействию на организм его можно приравнять к гиподинамии или курению. Человеческий мозг развивается до 21-летнего возраста, в том числе и во время сна, поэтому длительное недосыпание в период роста и становления организма может привести к непоправимым изменениям в структуре головного мозга, от которых невозможно избавиться дополнительными часами сна. Именно поэтому хроническое недосыпание более опасно для детей и подростков и влияет на них гораздо сильнее, чем на взрослых.

Именно ночью во время сна мозг перерабатывает полученную днём информацию, переводя её в долговременную память. Например, для освоения иностранного языка необходимо учить новые слова, запоминать произношение новых звуков и вырабатывать моторику для правильного произношения этих слов. Словарный запас запоминается определённой структурой мозга во время медленного (глубокого) сна, моторика произношения запоминается во время его поверхностной стадии, а запоминание звуков происходит на протяжении всего сна. Чем больше человек запоминает в течение дня, тем больше сна ему необходимо. Поэтому крепкий сон в достаточном количестве крайне важен для долгосрочного запоминания той информации, которую дети получают в период учебного процесса, то есть можно говорить о прямой связи сна с уровнем знаний учащихся.

Нехватка сна ведет к накоплению в организме гормона стресса, повышает риск развития депрессии в два раза, что проявляется подростковой нервностью и нестабильностью поведения, перепадами настроения, неумением справляться со стрессовыми ситуациями. В результате такие абстрактные цели, как учеба, отступают на второй план, уступая место стремлению к развлечениям.

Следующая проблема, связанная с недостатком сна, ‒ это нарушение выработки определённых гормонов, регулирующих рост и развитие детей. Снижение выработки гормона роста, обеспечивающего планомерное развитие всех органов и тканей, приводит к недостаточному физическому развитию детей и подростков (задержка роста и недоразвитие мускулатуры, несоответствие полового развития возрастным нормам), а также к отставанию социального развития с формированием незрелых форм поведения. Гормональный дисбаланс при хроническом недосыпании у взрослых и подростков является также причиной переедания и как результат ‒ ожирения.

Исследования ученых показывают, что продолжительность сна у школьников начальных классов должна составлять около 10 часов, детей в возрасте от 11 до 16 лет – не менее 8 часов. Подросткам старше 16 лет нельзя спать меньше 7 часов в сутки. При таком режиме нервная система отдыхает, а организм восстанавливается. Если ребенок ночью плохо спал, ему необходимо поспать 2-3 часа после уроков. Его работоспособность после этого заметно возрастет, улучшится настроение. Спать желательно с открытой форточкой, чтобы обеспечить поступление в спальное помещение лёгких аэроионов, которые, попадая в кровь человека, разносятся по всему организму, участвуют в регуляции основные физико-химических процессов.

Наиболее благоприятное время для учебных занятий дома или в школе приходится с 9 до 13 и с 15 до 19 часов. Ложиться спать школьникам нужно не позже 22 часов. Бодрствование после 22.00 нарушает процессы восстановления организма. При этом неиспользованная на благое дело энергия проявляется на более грубом физиологическом уровне: повышается агрессивность, даже если её никак не проявляют, растормаживается сексуальная сфера. Поэтому увеселительные мероприятия, тусовки и компании в ночное время могут привести к сведению счётов или к неумным притязаниям.

Очень важно организовать правильное питание школьников. Дети должны получать горячую пищу не менее 3-4 раз в день. Завтрак при этом обязателен. Во-первых, дети, которые ежедневно сытно завтракают, лучше учатся, у них лучше память и показатели интеллекта, они реже пропускают занятия в школе и, что не менее важно, реже страдают от избыточного веса, даже если за день получают больше калорий. А те дети, которые не завтракают, в школе испытывают такой дефицит энергии, что переедают за обедом и ужином. Они чаще болеют простудными заболеваниями, чем их «завтракающие» сверстники.

Каждый день дети должны получать молочные продукты, отдавая предпочтение традиционным: молоку, кефиру, ряженке, творогу, сыру, сметане, йогуртам со сроком годности не более месяца. Покупая новые виды продуктов и напитков, обращайте внимание на содержание добавок, консервантов и красителей, которые ложатся тяжёлым бременем на неокрепший организм, перегружая почки и печень. Чем проще и натуральнее продукт, тем он безопаснее и полезнее для детского организма. Не покупайтесь на яркие этикетки и рекламу. То, что на самом деле полезно, обычно не рекламируется. Каждый день дети должны употреблять не менее 5 порций овощей и фруктов (1 порция – это один фрукт или овощ среднего размера, 1 чашка или горсть мелко нарезанных овощей или ягод.)

Ещё одной из многочисленных забот родителей является грамотное и комфортное обустройство пространства для выполнения домашних заданий. Во-первых, у ребенка должен быть собственный стол, соответствующий его росту. Проверить, подходит ли мебель по высоте, можно с помощью правила «прямых углов»: у сидящего школьника коленный, голеностопный и тазобедренный суставы должны быть согнуты под углом 90 градусов. Проследите, чтобы руки лежали на столешнице. Если стол подходит ребенку, его плечо и предплечье также образуют прямой угол. На рабочем столе должны находиться только необходимые вещи: подставка для книг и приспособление для ручек. Можно на стол поставить часы, чтобы дети учились контролировать расход времени и правильно его распределять. Нужно также определиться с местом для книг, тетрадей и других учебных принадлежностей, чтобы они были близко, но не мешали в работе.

Рабочий стол лучше расположить напротив окна. Это обеспечит равномерное и естественное освещение в светлое время суток. Если нет такой возможности, стол ставят боком к окну. При этом нужно учитывать, какой рукой пишет ребенок, и расположить письменный стол так, чтобы свет из окна падал слева (для правши) или справа (для левши). Еще необходимо позаботиться об искусственном освещении рабочего места: лучше использовать настольную лампу на гибкой ножке.

Очень важным моментом сохранения и укрепления физического здоровья детей являются достаточная двигательная активность и дозированная информационная нагрузка, то есть ограничение времени нахождения за компьютером и у телевизора и разумный выбор количества посещаемых кружков, секций, факультативов.

Важно также научить ребёнка правильно пользоваться мобильным телефоном и аксессуарами к нему, чтобы уменьшить наносимый ими вред. Дело в том, что излучение, которое генерирует мобильная трубка, поглощается тканями головы (клетками мозга, сетчаткой глаза, слуховыми структурами) с повышением в них температуры в среднем на 2 градуса, что может привести к ухудшению зрения и слуха, снижению активности иммунной системы, нарушениям сна, памяти и внимания.

Опасно использование и наушников, которые излучают электромагнитные поля, охватывая обширные участки мозга. Звук из наушников подается непосредственно на барабанную перепонку, и она постепенно теряет свою эластичность, что приводит к нарушению слуховой функции уже в молодом возрасте. Чем громче звук, тем больше страдает барабанная перепонка. При частом использовании телефона или наушников (более 1 часа в день) слух постепенно снижается независимо от громкости звука. Поэтому разговор по мобильному телефону не должен продолжаться более 3‒5 минут, а суточная продолжительность разговоров не должна превышать 30 минут.

Дорогие родители! Помните, что вашей задачей с момента рождения детей является обеспечение их потребностей: в родительской любви, заботе, в образовании, в развитии, в дисциплине, безопасности и здоровье.

Находите время и чаще общайтесь с детьми. Постройте с ними доверительные отношения. Интересуйтесь их жизнью, оказывайте им помощь в решении проблем, поддерживайте их, если они попали в трудную ситуацию, а не прибегайте к упрекам и наказанию.

Работоспособность, стремление к учебе, успеваемость, здоровье ваших детей зависят от вас!

Машенская В.С., врач-валеолог отдела общественного здоровья Брестского областного ЦГЭиОЗ                  

Источник: Брестский облисполком


  • Мы в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий