Наверх

На кладбище в Барановичском районе “вандал” повредил надгробья

07.04.2016 383 Наш край
Фото Николая ХУДЕНКО
Иван Шестак у могилы своего отца. Фото Николая ХУДЕНКО

В прошлом месяце 78-летний горожанин Иван Шестак решил навестить могилку своего отца.

Приехал на кладбище, отыскал святое место и… едва не лишился дара речи – защемило сердце пожилого человека от увиденной картины погрома, захлестнула обида.

Погоревал пенсионер, собрался с мыслями и написал заявление в областную прокуратуру, а копию своего обращения прислал в редакцию нашей газеты:

«В деревне Малаховцы, неподалеку от города Барановичи, рядом с храмом находится старое сельское кладбище. На нем проводятся лесозаготовки, в результате которых уничтожаются могилы усопших. Мой отец, участник Великой Отечественной войны, тоже похоронен на этом кладбище. И над его могилой надругались вандалы-лесорубы: искорежили могильную ограду, которую я покрасил в прошлом году, опрокинули памятник.

Неужели у нас в республике нет для лесозаготовок других мест?

Прошу принять меры к розыску виновных. Хочу, чтобы злоумышленники водрузили памятник на место, изготовили и установили новое ограждение, так как изувеченная ограда восстановлению не подлежит. В противном случае буду обращаться с жалобой в самые высокие инстанции».

Обида понятна, тут сомнений никаких быть не может, а вот в своих предположениях относительно умышленного повреждения ограды Иван Николаевич, похоже, не только ошибается, но и понятия не имеет, как подступиться к решению возникшей проблемы.

Во-первых, промышленные лесозаготовки на кладбищах никто не ведет и вести не может – снос сухостоя и аварийных деревьев в местах захоронений нельзя назвать лесозаготовительными работами.

Во-вторых, обращаться за помощью в подобных случаях следует не в областную и даже не в городскую прокуратуру, а в органы внутренних дел и, прежде всего, в местные исполнительные комитеты. Именно местные исполкомы занимаются вопросами благоустройства сельских кладбищ и вправе привлечь к ответственности нерадивых работников, допустивших повреждение могильных надгробий.

Позвонил автору письма, задал несколько уточняющих вопросов.

– А в Малаховецкий сельисполком вы обращались со своей проблемой?

– Нет, не обращался, – ответил Иван Шестак. – А чем же он мне поможет? Тут надо виновников искать.

– А почему вы решили, что кто-то сознательно повредил ограду?

– Так видно же хорошо: ее, похоже, каким-то тросом тянули, чтоб подготовить место для спиливания двух деревьев, стоящих рядом…

– Это вы так думаете. А у меня другая версия. Давайте пригласим представителя сельисполкома, поедем на место, детально во всем разберемся. И подумаем вместе, как помочь вашему горю.

Дедушка охотно согласился.

Через пару дней мы с ним отправились в поселок Мирный. В дороге мой попутчик продолжал жаловаться на вандалов и тяжело вздыхал:

– Ума не приложу, как теперь решать этот вопрос? Моя жена – инвалид первой группы, инсульт к постели приковал, четвертый год ухаживаю за ней, как за малым ребенком. У меня вторая группа. На помощь сына не надеюсь: он в Питере живет, у него свои проблемы…

Председатель Малаховецкого сельисполкома оказался человеком доброжелательным, компетентным. Узнав о нашем визите, Василий Володкевич, хоть и находился в отпуске, отложил личные дела и приехал на работу.

– Приезд ваш для меня не в новость – давно жду людей, которые ухаживают за могилой Николая Шестака, – включил Василий Николаевич мобильный телефон и начал что-то искать. – В июле прошлого года в здешних местах прошел сильнейший ураган. Сила ветра была такой, что на кладбище ломало вековые сосны, словно спички, стихия с корнем вырывала здоровые деревья. Пострадали многие надгробия. Одна из массивных веток упала и на ограду могилы, о которой идет речь. Чтоб не быть голословным, покажу фотоснимки. Вот они, смотрите. Есть эти снимки и в моем рабочем компьютере. Дата на них указана. Специально снял следы безрукого вандала, чтобы не предъявил никто претензий в наш адрес.

Жуткая картина представилась нашему взору на Малаховецком кладбище.

– Многие упавшие деревья мы уже распилили и убрали, – комментировал картину бурелома Василий Володкевич, – но работы еще немало. Будем убирать и оставшиеся сосны на корню – они хоть и зеленые с виду, а сердцевина у них с гнилью. Непросто все это сделать, нужны большие деньги, однако наводить порядок будем. Не теряем надежды, что и жители города и района, близкие которых похоронены на этом кладбище, окажут посильную помощь.

Иван Шестак согласился с доводами председателя сельисполкома, принес извинения за необоснованные упреки.

Долго думали мы, как же все-таки помочь этому человеку. Вариант материальной помощи по линии социальной защиты отпал – воспользоваться таким правом, как позже выяснилось, супругам Шестак не позволяет размер их суммарной пенсии. Но оптимальный вариант нашелся.

Автор данных строк позвонил директору частного торгового производственного предприятия «ГранитГолд» Вячеславу Середе, работники которого специализируются на оказании ритуальных услуг и хорошо себя зарекомендовали на этом поприще. Выслушав внимательно суть вопроса, Вячеслав Владимирович выразил готовность помочь Ивану Николаевичу:

– Одноместная оградка – не проблема. Выедем на место, посмотрим, может, и поврежденную отремонтируем, покрасим. Установим бесплатно. О стоимости материала, думаю, договоримся – наша фирма пожилым людям всегда идет навстречу.

Николай ХУДЕНКО.



  • Мы в социальных сетях: