Наверх

Разговор коллег: польские инфоповоды

04.10.2023 257 Наш край

Предстоящий референдум и выборы в Польше стали информационными поводами не только для польских СМИ, но и для очередного «Разговора коллег».

Еще Польска не сгинэла?

dejun.jpgПремьер Польши Моравецкий заявил, что предстоящие выборы будут самыми важными за последние 30 лет. Сложно не согласиться. Политика правящей партии ПиС не только обнулила итоги внутреннего развития по многим направлениям, но и исказила фокус внешнеполитического вектора. Польское общество явно требует перезагрузки.

Расстановка сил накануне выборов не то чтобы явная. Скорее, непредсказуемая. Один из последних опросов общественного мнения, проведенный исследовательским центром IBRiS, показал, что оппозиционные партии по совокупности голосов впервые за многие месяцы обошли в рейтинге правящую команду Качиньского.

Оппозиции, главную роль в которой играет «Гражданская платформа» Дональда Туска, достаточно успешно удается мобилизовывать электорат. Массовый марш сторонников экс-премьера стал крупнейшим за новейшую историю Варшавы. Похоже, что этот момент может стать переломным на пике политической борьбы. Слишком уж много больных мест в политике ПиС, которые влияют на здоровье и жизнеспособность всего организма, – многочисленные нарушения закона, стремление вывести страну из Европейского союза, финансовые махинации. Проводимая политика сказалась на состоянии экономики, которая демонстрирует рекордное замедление темпов роста.
Если антироссийская риторика для тамошнего истеблишмента дело привычное, то выпады в сторону Евросоюза для многих – за гранью понимания.

«На Западе Польша, борясь за свою, скажем, самостоятельность, поссорилась уже с Берлином. Она поссорилась и с Брюсселем. Это не первый год. Это не имеет связи, на мой взгляд, с предвыборной кампанией. Это просто было постоянное течение наших правителей в последние годы, что Польша не будет подчиняться никому. Ну а русские и белорусы, русский мир – это понятно. Они вообще «враги всего человечества». Их надо отрезать железной, железобетонной стеной. Так строится наша внешняя политика. И сейчас мой комментарий такой: я с этой политикой, естественно, абсолютно не согласен», – высказался главный редактор польского портала Strajk.eu Мачей Вишневский.

Для многих обывателей непонятна ситуация, когда страна враждует практически со всеми, кто находится рядом, а с некоторыми открыто готовится к вооруженному конфликту, участвует в подготовке экстремистских формирований для свержения конституционного строя. Да, я сейчас про Беларусь. И это при том, что власти нашей страны и лично Президент всегда нацелены на мирное сосуществование. Можно нормально торговать, сотрудничать, а главное – уважать друг друга. Но о каком уважении можно говорить, если даже Украина пала жертвой циничной польской политики.

Главное, чем сейчас ПиС старается удержать электорат – это страх, потому что логикой целесообразности невозможно уже объяснить ни оголтелую милитаризацию, ни санкционное самобичевание, ни демарши против Евросоюза.

Страх перед мнимыми угрозами прекрасно отвлекает от провалов в экономике, роста цен, снижения уровня доходов. По данным МВФЭ, Польша в 2023 году стала лидером по уровню инфляции. Цены разогревает радикальный отказ от энергоносителей из Российской Федерации, фактическое перекрытие границы с Беларусью.

Социология говорит о том, что половина населения вынуждена в разы меньше потреблять электроэнергии, газа и воды, сильно экономить на покупке продовольствия. Порядка полутора миллионов поляков живут сегодня ниже прожиточного минимума. А как неистово ждали разрыва российской и белорусской экономик от санкций. Похоже, рвануло не там, где ждали.

С ожиданиями польского электората всё более-менее понятно. А чего ждать нам? Так уж устроен современный политический мир, что процессы в одних странах имеют те или иные последствия для других. Поэтому вопрос вполне себе закономерный.

Скорее всего, смена политической элиты в случае поражения ПиС на выборах не приведет к изменению внешнеполитической стратегии, в том числе и в отношении нас. Польша не станет отказываться от попыток втянуть Беларусь в сферу своего влияния, будет поддерживать градус противостояния с Россией. Во-первых, это соответствует внутренним концептуальным установкам, во-вторых – хозяева не позволят по-другому. Расчет может быть только на менее воинственную и более взвешенную политику нового правительства.

Один только вопрос – как быстро Дональда Туска объявят агентом Кремля?

Геннадий ДЕЮН, главный редактор районной газеты «Драгічынскі веснік»

Тест на лояльность Варшаве

litvinovich.JPG

Степень интереса и лояльности обычных поляков к происходящему в стране-соседке Беларуси оценивается в самых разных измерениях, бесстрастной конкретике цифр. 

Для примера можно взять тот же безвиз, одновременно предоставляющий польскому населению самый широкий спектр возможностей – ознакомиться с белорусскими достопримечательностями, накупить наших товаров высокого качества по вполне приемлемым ценам, воспользоваться недорогими в сравнении с Польшей платными медицинскими услугами, наконец, воочию узреть, что же на самом деле происходит по другую – восточную сторону границы.

Один из четырех вопросов, на которые польскому электорату предстоит ответить в ходе референдума 15 октября – в один день с общенациональными выборами в Сенат и Сейм, – по сути, является новейшим очередным тестом на лояльность Варшаве: «Поддерживаете ли вы снятие барьера на границе между Республикой Польша и Республикой Беларусь?»

Задаться упомянутым вопросом лидеров различных сил и направлений одинаково вынуждает крайне напряженная, постоянно обостряемая на протяжении последних недель предвыборная ситуация, когда дополнительные голоса могут быть получены в ходе откровенных манипуляций, касающихся темы, волнующей большинство населения.

Не будем наивными, считая, что «лед тронулся» и между Варшавой и Минском наметилось некоторое потепление отношений. Риторика польских властей остается прежней, без пересмотров и ревизий: действующие антибелорусские санкции все так же поддерживаются и одобряются, а шлагбаумы на закрытых погранпереходах не спешат поднимать. Названный вопрос попросту привязали-пристегнули к другому из того же списка: «Поддерживаете ли вы прием тысяч нелегальных иммигрантов с Ближнего Востока и Африки в соответствии с механизмом принудительного переселения, введенным европейской бюрократией?» 

Нынешняя избирательная кампания в Польше строится на привлечении всеобщего внимания к угрозам национальной безопасности: одной из них пытаются представить «нелегалов» – персон нон грата, усиление потоков которых Варшава ставит в вину и Евросоюзу, и Беларуси. В данном контексте очень удобно позиционировать тот самый барьер как необходимый элемент защиты от нашествий мигрантов на внешнем периметре.

Вместе с тем, если не полностью перекрыть, то хотя бы свести к минимуму факты проникновения на свою территорию этих людей можно при более эффективной работе польских пограничных служб и – корректировке внешней и внутренней политики Варшавы. Отказывая одним в официальном въезде, власти Польши благоволят другим: кто-то же должен заменить поляков, подавшихся на заработки в более благополучные европейские государства. То есть, по сути, каждая административно-территориальная единица Польши на местах в буквальном смысле слова «накачивается» иностранцами, причем легально, на постоянной основе. Согласно статистике, по всей Польше был одобрен наем для почти 365 500 мигрантов из разных уголков планеты, при этом свыше 136 000 приехали из среднеазиатского региона: одно только Мазовецкое воеводство в прошлом году выдало 56 738(!) разрешений на работу иностранцам из Средней Азии. Но в этих чужеземцах почему-то никакой опасности для поляков не усматривается – в отличие от тех, кто родился в Африке или на Ближнем Востоке.

Очевидно, что темы мигрантов-«нелегалов» и возведения забора, разрезавшего Беловежскую пущу «по-живому» – не относятся к категории единых общих, и причинно-следственная связь между ними шьется белыми нитками. А вот результаты ответа на задаваемый вопрос о снятии барьера, подобно данным социологического опроса, могут пригодиться, когда кому-нибудь из польских политиков это станет выгодно в своих личных целях. 

Тема получившего не лучшую известность забора наиболее ярко иллюстрирует разность внешней и внутренней политики Беларуси и Польши. Минск, ратуя за его снос, постоянно апеллирует к восстановлению добрососедства, сохранению уникальной природы пущи в ее первозданном виде. Варшава же рассматривает данный вопрос исключительно через политическую призму, напрочь игнорируя его природоохранную основу.

Можно предположить, что ликвидация барьера, установленного на границе Польши и Беларуси, имела бы эффект в чем-то сопоставимый с разрушением Берлинской стены. Но даже если большинство поляков выскажутся за такое решение, вряд ли оно будет осуществлено. И дело не только в цене вопроса, исчисляемой в миллионах евро. Забор изначально строился в качестве дорогостоящего напоминания Европе и всему миру о польской независимости, наглядного олицетворения разделения и окончательного разрыва со всем, что так или иначе непосредственно связано с Беларусью. Увы, за показной псевдозаботой о защите поляков видится разве что лишь реальная угроза живой природе.

Евгений ЛИТВИНОВИЧ, редактор отдела Брестской областной газеты «Заря»



  • Мы в социальных сетях: