Наверх

Старость меня дома не застанет

16.07.2012 361 Наш край

Барановичская пенсионерка уверена, что в каждом человеке должно быть чувство ответственности.

И если бы всякий взял на вооружение её правила жизни, наше общество стало бы самым счастливым.

91-летняя Валентина Дмитриевна Шадрина – наверняка хранительница секрета вечной молодости. Столько бодрости духа не в каждом юном создании встретишь! Невысокий рост компенсируется неувядающей улыбкой и блеском в глазах. Настоящая активистка! «Наш маяк, наш предводитель», – говорит о Шадриной руководитель первичной ветеранской организации ветеранов войны, труда и правоохранительных органов при ЖЭС № 1 Клавдия Васильевна Гостева. Ее словам легко поверить.

Валентина Дмитриевна родилась в 1920 году в Кировской области. Вместе с родителями, у которых было ещё двое детей, семь лет жила в коммуне. Об этом времени вспоминает с особым восторгом. Мать работала на детской площадке, отец – мельником. Коммунары обслуживали себя сами: выращивали овощи, скот, шили и стирали одежду. От каждого по возможности, каждому по потребности, как велел пресловутый завет Ильича. Ребята частенько устраивали пионерские костры, высокие, торжественные, организовывали спортивные состязания, забавлялись военными играми. Во время одной из таких Вале Шадриной поручили стеречь «штаб» – защитного цвета палатку. Никого не пропускать, у всех спрашивать пароль! За то, что комсорга она впустила без вопросов, потом устыдили. С тех пор начала понимать суть возложенной на нее ответ-ственности.

В 1935 году Валентина окончила семилетку. Решив стать педагогом, поступила в училище. Неспокойное было время, подозрительное. Довелось и в стенах тогдашнего НКВД побывать. Повсюду рыскали «шептуны». Один из них донес на Шадрину, мол, после урока истории, на котором развенчали очередного «врага народа», она заявила преподавателю, что Сталин – троцкист. Было дело. Учитель тогда заставил взять свои слова обратно. Взяла. Но в НКВД ей все же идти пришлось. Да только худенькую девчушку никто в дурном не заподозрил. Отпустили с миром. Еще один урок преподнесла жизнь: «Прежде, чем говорить, – думай».

Молодая учительница получила направление в деревню. Ей поручили младших школьников. Справлялась хорошо. Сумела подружиться с детишками, часто читала им вслух рассказы и повести. Однажды три раза за месяц от корки до корки прочла маленьким слушателям «Тимура и его команду», любимую книгу советских мальчишек и девчонок. Какое-то время учила и взрослых, ликвидируя безграмотность по колхозным селам.

С наступлением Великой Отечественной в кировском направлении стали перемещаться жители оккупированных территорий. Среди обычных беженцев – преподаватели высшей школы. Сюда на время перенесли сборный Институт лесного хозяйства из Киева, Воронежа и Брянска. Объявили набор без экзаменов. Шустрая Валентина, конечно, записалась в студентки. Хотя долго не желали ее отпускать с учительского места –  такая талантливая оказалась! 

Во время войны Шадрина даже на фронт пыталась попасть, да начальство отчеканило: «Не бабское это дело!» Тогда поспешила на заготовку торфа, все вырученные деньги – в фонд помощи бойцам. Помогать другим безвозмездно – ещё один принцип неутомимой комсомолки.

В 1946-м, получив диплом и направление на работу, очутилась в восстающем из руин Минске. Оттуда попала в Барановичи, где 32 года и отработала в местном лесхозе инженером по лесным культурам. Сажала лес, принимала участие в создании первых питомников хвойных и лиственных деревьев, вела учет лесного фонда, ездила на семинары в Киев, Одессу, Москву, Кишинев, Ульяновск… Коллектив в лесхозе был преимущественно мужской.

– Среди мужиков работать – одно наслаждение, – вспоминает бойкая женщина. – Прежде, чем кого-то обвинять, присмотрись к себе.

Неудивительно, что сплетни с пожилыми дамами на скамейке не ее способ отвести душу.

На пенсию Валентину Дмитриевну отпускать, ох, как не хотели! Директор два заявления в мелкие клочки изорвал. Прислушались, когда объяснила причину: «Хочу быть бабушкой своему внуку!»

Нынче он живет в Санкт-Петербурге, дорогую бабулю исправно навещает. В прошлом году шесть раз приезжал. «Лучше мужика быть не может», – гордо заявляет Валентина Дмитриевна, рассказывая, как с малолетства приучала Павла отвечать за собственные поступки. Каждый вечер они вместе анализировали события прошедшего дня и давали им оценку. Вот он – фундамент для воспитания достойных людей.

Сейчас Шадрина не только читает политические колонки в газетах, но и в общественной жизни активно участвует. В ветеранском хоре поёт, к примеру. Всем помогает советом, подбадривает приунывших пенсионеров своим задорным «держитесь!» Призналась, что с 50-х годов неизменно съедает в день по зубчику чеснока: «Это повышает эластичность сосудов». А ещё пьет отвар овса и ровесницам (хотя, куда уж за ней угнаться по жизненной дороге!) такой целебный напиток прописывает. Однако не в снадобьях дело. Горячее сердце, отзывчивая и открытая душа, а ещё твердость и нерушимость характера делают из рядового представителя Homo sapiens – Человека!



  • Мы в социальных сетях: