Наверх

Рождество Иоанна Предтечи

06.07.2012 591 Наш край

Полное название этого великого непереходящего праздника – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Всего в Церкви установлено целых семь (!) праздников в честь этого великого угодника Божия, что, безусловно, говорит об исключительной важности личности Иоанна в деле Божественного домостроительства.  После Девы Марии это самый чтимый святой. Кто же такой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, чью память мы сегодня совершаем?

ИТАК, – пророк. Обычно это слово пишется с маленькой буквы. По отношению же к Иоанну, да ещё в названии праздника – с заглавной. Сам Господь Бог сказал о нём: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). Он был поистине трубой Духа Святого, – читаем мы в проповедях святых отцов. И действительно, откуда было знать Иоанну, что перед ним «Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира», как он провозвестил о Христе? Ведь он не знал Иисуса, никогда не видел Его ранее, тем более не знал, что Он возьмёт на Себя грехи мира и вознесёт их на крест.

Когда, уже сидя в темнице, в которую упрятал его Ирод, он посылает двух учеников своих спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен прийти?», это вовсе не означает, что Иоанн сомневается в высочайшем предназначении Христа – несравненно более высоком, нежели просто земное служение. Одни богословы говорят, что сделал он это ради учеников своих, чтобы они перестали сомневаться и уверовали сами. Другие считают, что пророк сам допустил некое недоумение. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (наш современник, врач, канонизированный в 1995 году) говорит, что недоумение великого избранника Божия, ещё во чреве матери исполненного Святого Духа, вполне понятно и даже свято. Несмотря на то, что после крещения Христа небеса открываются и Иоанн получает свидетельство о Крещаемом Самого Бога, человеческий ум Иоанна как бы смущается, не может осознать случившегося.  Но это ни в коем случае не означает каких-либо колебаний в душе Иоанна, его сомнений в истинности провозвещённого через него Богом. Христос так и отвечает его ученикам: «Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?» Мол, почему не верите тому, что говорит вам Иоанн?

ПО УЧЕНИЮ ветхозаветной Церкви пришествию Мессии должно было предшествовать явление Ангела. Сам Господь отождествлял этого Ангела именно с Иоанном (Мф. 11, 7–10). Известно было и предсказание пророка Малахии о том, что Господь перед Своим пришествием пришлёт пророка Илию. Да и священнику Захарии было предсказано, что сын его станет служить «в духе и силе Илии». В общем, у израильского народа не было никаких сомнений, что этот взывающий к покаянию суровый аскет-отшельник и есть тот самый предшественник Господа. (Более того, многие даже помышляли об Иоанне как о Спасителе). Предшествовать значит предтечь, течь впереди. Отсюда и церковное определение Предтеча, данное Церковью Иоанну Крестителю.

А ТЕПЕРЬ о едва ли не главном именовании Иоанна – Креститель. Почему Креститель, – понятно: потому что Иоанн крестил Иисуса Христа. Слова «крестить», «крещение» в переводе с греческого (на котором и были написаны Евангелия, за исключением Евангелия от Матфея) означают «окунать», «полное погружение» (звучат как «баптисма»).   В переводе Священного Писания с греческого на славянский святые Кирилл и Мефодий употребили слово «крещение», произведя его от слова «крест», а не от «окунаю», как в греческом. Предполагается, что святые переводчики хотели подчеркнуть именно духовно-символическое значение обряда полного погружения. Крещение в христианстве означает принятие креста, как бы полное погружение в крестный путь Христа. 

 

Народный календарь

Разгар лета

Предтеча Господа святой Иоанн был также предшественником Христа по рождению. Последний пророк Ветхого Завета, коим считают Иоанна, родился на шесть месяцев раньше Иисуса – своего родственника по материнской линии. Таким образом церковный праздник рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию (а Рождество Христово – к зимнему). Под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна – умаляться. (Вспомним слова самого Иоанна, сказанные о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться»).

Наши предки-язычники праздновали в этот день Купалу. Купала считался богом плодов земных, то ли третьим, то ли пятым по значимости после Перуна, его истукан стоял в Киеве. После смешивания языческого Купалы с христианским праздником Иоанна Крестителя получился Иван Купала, что, безусловно, оскорбительно для памяти Крестителя Господня Иоанна.

В церквах в этот день освящаются травы и цветы. Собранные накануне праздника и освящённые, они считаются особо целительными.



  • Мы в социальных сетях: