Наверх

Как проектировщики Барановичского филиала института «Брестпроект» строят наш город

27.04.2016 905 Наш край
Гинекологический корпус роддома – уникальный объект барановичских проектировщиков
Гинекологический корпус роддома – уникальный объект барановичских проектировщиков

Сегодня проектировщики и архитекторы Барановичского филиала института «Брестпроект» строят наш город, раздвигая его границы, создавая в чертежах целостный архитектурный ансамбль.

Барановичский филиал института «Брестпроект» берет своё начало в далеком 1946 году. Тогда решением Барановичского областного Совета депутатов трудящихся в нашем городе была создана проектная организация «Облпроект».

У истоков её создания стояли пять сотрудников, из них трое – инженеры и архитекторы Владимир Борман, Екатерина Лукина, Маркиз Аваннесян. На этих специалистов была возложена важная миссия – восстановить лежавший в руинах город, обеспечив строителей проектной документацией. Задачи коллектива и спустя 70 лет важны. О том, с какими мыслями встречает юбилей коллектив, беседуем с начальником филиала Сергеем КОЛЕСНИКОМ.

Сергей Колесник гордится, что коллектив филиала способен создавать самые сложные и красивые объекты
Сергей Колесник гордится, что коллектив филиала способен создавать самые сложные
и красивые объекты

– Сергей Васильевич, 70 лет назад «Облпроект» – предшественник филиала – начинался с пяти человек. Сколько сегодня специалистов строят наш город в чертежах?

– Сегодня, к сожалению, только 60.

Почему к сожалению?

– Потому что в иные времена коллектив насчитывал вдвое больше специалистов. Но упали объемы строительства – и численность работников пришлось сократить. Хотя я очень рад, что наши бывшие специалисты по-прежнему неравнодушны к тому, как изменяется город. Криштоф Павлович Козловский (предшественник Сергея Колесника – прим. ред.), например, постоянно теребит, дает дельные советы, что-то подсказывает.

– Хорошо помню, как еще лет семь назад вы жаловались на сложности с подбором толковых молодых специалистов. Изменилась ли ситуация спустя годы?

– Изменилась. Когда в наш коллектив пришли молодые специалисты, я собрал опытных архитекторов, инженеров и попросил обратить на новичков серьезное внимание, подучить тому, что умеют старшие коллеги, подсказать какие-то моменты. Нужно передавать свой опыт, готовить смену.

Это законы жизни. Конечно, я солидарен с мнением, что нельзя научить того, кто этого не хочет или кому творить не дано. И все же в деле придерживаюсь мудрого принципа: «Творчество с собой не унесешь». К счастью, я нашел отклик в коллективе.

По моему глубокому убеждению, талантливых учителей в филиале заменили способные и перспективные ученики. Так, наш самый красивейший и уникальный объект последнего времени – здание гинекологического корпуса родильного дома – разрабатывала главный архитектор проекта Нина Антоновна Булыга, начинала вести его главный инженер проекта Галина Ивановна Козловская. А завершал его и проходил экспертизу уже другой главный инженер проекта Алексей Колядич.

Алексей Иванович – грамотный конструктор, был инженером первой категории и вырос до главного инженера проекта. Строители знают, насколько это серьезная должность, как и то, что люди, занимающие её, – асы в своём деле. Алексей Колядич перенял большой опыт от Галины Ивановны и блестяще справился со своей задачей. А она, поверьте, была не из легких. Поправлюсь, – архисложная.

– И в чем её архисложность?

– В том, что на такой небольшой площадке сумели посадить здание и увязали с ним все подъезды, дорожки, парковки, сети. А они, между прочим, половину этой площади занимали! Надо было на бумаге на такой дефицитной площади состыковать и километры кабелей и воздуховодов. Над этим сложным решением профессионально потрудились руководители групп водоснабжения и канализации Лариса Павловна Казимирчик и теплоснабжения, вентиляции и газоснабжения Светлана Николаевна Василевская. Группу смет по данному объекту возглавил молодой творческий специалист Василий Михайлович Доменикан.

Замечу, за эту работу не брались даже специалисты нашего института – «Брестпроект». А когда проект проходил республиканскую экспертизу, то столичные асы не сумели скрыть восхищения: «Это же надо, какой-то филиальчик – и такое здание спроектировал!» У нас получился красивейший объект, объект, который украсил Барановичи. И я этим горжусь. Вот бы еще парочку таких…

– Сергей Васильевич, да ладно жаловаться. Вон сколько жилья в Барановичах запроектировали!

– Много, согласен. Но при проектировании жилых домов в архитектурном творчестве особо не разгонишься. А так хочется…

– А мне кажется, и это не только мое мнение, новый городской микрорайон Боровки – образец проектирования. Строгий, лаконичный, с удобными подъездами и парковками, четкой транспортной развязкой и яркой, выразительной архитектурой. Этот микрорайон Барановичей имеет свой, индивидуальный стиль и свое лицо.

– Спасибо на добром слове. Боровки полюбились многим и прежде всего жителям этого микрорайона. Я вспоминаю, что мы не укладывались в отведенные сроки, чтобы спроектировать Боровки-2, и от нас этот объект забрали и передали брестским специалистам. То, что они сделали на бумаге, нам пришлось переделывать. Наши специалисты спроектировали район и проще, и удобнее.

К чему я это говорю? Когда в спину «дышат» сроки, вряд ли из этого может получиться что-то стоящее. Это как ребенок: должен родиться через девять месяцев, а если это произойдет раньше, возможна патология.

Но если бы только сроки сдерживали проектировщиков и архитекторов. Как я уже сказал выше, не хватает площадей, простора для творчества и… деньги экономить нужно. Вот почему при проектировании каждого объекта нас предупреждают: «Никаких архитектурных излишеств!» А если они и допускаются, то не более 1-2%. Про башенки, другие интересные элементы приходится забыть.

Сегодня даже возможность применить в проекте подсветку отстаиваем с трудом. Так и теряется индивидуальность. А ведь задача архитектора – остановить идущего.

– То же самое в одном из интервью мне говорил наш знаменитый Леонид Васильевич Макаревич, заслуженный архитектор Беларуси, лауреат Государственной премии «За духовное возрождение», бывший главный специалист по архитектуре вашего филиала (на то время отдела АКО-3 «Брестпроекта»).

– Так это и есть его слова. Лучше не скажешь и не охарактеризуешь смысл творения архитектора. Посмотрите на Минск – какой красавец! Там не только административные здания уникальны и индивидуальны, там каждый жилой дом имеет свое лицо. Возвращаясь к разговору о Боровках, хочу подчеркнуть, что коллективу удался этот микрорайон, потому что мы успели, как говорят, раздвинуть площадку под жилую застройку. И, слава Богу, отстояли сквер на площади в 7 гектаров, который запроектировали между Боровками-2 и Боровками-3. Надо, чтобы был простор!

В свое время перед Ледовым дворцом хотели посадить жилой дом – не хватало площадок. Мы тогда отстояли своё решение: «Пусть лучше там будут деревья». Разве не привлекательно нынче это место для отдыха горожан, разве не обращают на этот объект внимание гости Барановичей?!

Удачным считаю наш проект жилого микрорайона проспекта Машерова–улицы Гаевой.

Жилая застройка – проспект Машерова
Жилая застройка – проспект Машерова

Перспективен инженерно-архитектурный проект нового района Барановичей – Анисимовичи, который мы разработали.

– А как реагируете на ошибки проектировщиков, когда вас ругают?

– Если скажу «спокойно», не поверите же. Есть заслуженная критика, но не всегда с высказываемыми претензиями согласен. В подобных ситуациях спорю со своими оппонентами, чтобы объяснить, что наше дело не такое простое, как кажется. Все могут ошибаться. И чтобы в чем-то упрекать, надо самому в этой профессии побыть.

Архитектор – творческий человек, а его загоняют в определенные рамки, ограничивают, не дают развернуться, указывают на сроки, в которые он должен уложиться. Порой и заказчик не знает, чего он хочет от будущего проекта.

– Да, нервничать приходится. Как своими эмоциями управляете?

– Научился от жены реагировать на все более-менее спокойно. Кроме того, все эмоции выплескиваю на ледовых площадках – более 10 лет играю в хоккей в составе любительской команды Барановичей и постоянно тренируюсь.

– А на своих подчиненных какие эмоции выплескиваете?

– Когда работал на стройке – был жестче, а здесь обстановка другая – творческая, голос повышать не позволительно. Наоборот, нужно прислушаться и к мнению инженера, и к мнению конструктора, и к мнению архитектора.

– Сергей Васильевич, в таком случае давайте продолжим и назовем имена специалистов филиала института «Брестпроект», которые создают такие красивые объекты.

– С удовольствием. Более 20 лет отдала нашему филиалу главный инженер проекта Любовь Сергеевна Котельникова, начальник технического отдела Галина Ивановна Василевич почти четыре десятилетия в коллективе.

Новые кадры готовят толковые и опытные специалисты: руководитель группы архитекторов Геннадий Георгиевич Голубев, главные архитекторы проекта Нина Антоновна Булыга и Сергей Всеволодович Кудряшов. Все они – профессионалы своего дела.

Как я уже сказал выше, много перспективных специалистов у нас и среди молодых работников. Особо отмечу руководителя группы конструкторов Ирину Аркадьевну Дашко.

– Над чем сегодня работает коллектив барановичских проектировщиков?

– На завершающем этапе проектирование жилого комплекса Боровки-3, жилья в Ляховичах, Ганцевичах. Создали проект капитального ремонта учебного корпуса колледжа легкой промышленности по улице Фабричной – там раньше был детский сад. Прорабатываем детальный план площадок под жилую застройку в авиагородке, архитектурный проект жилых домов в районе улицы Парковой, где раньше располагалась ГАИ ГОВД.

– А как наш филиал конкурирует с частными проектировщиками? Особенно в нынешних условиях, когда упали объемы строительства?

– Конкуренцию мы ощущаем по мелким объектам. Тут, надо признать, наши коллеги – частные фирмы – более мобильны и в цене вопроса, и в затратах. Хотя не так давно у меня состоялся разговор с одним предпринимателем, который строит объект. Он сказал: «Дурак, что не с тобой договор заключил…» Так что судите сами о нашей конкурентоспособности.

Беседовала Светлана ГИЛЬ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.



  • Мы в социальных сетях: