Наверх

Где в Барановичах жить хорошо: район аэропорта

06.02.2015 1186 Наш край
IMG_4353
На месте бывшего летного поля – жилые дома усадебного типа

Продолжаем экскурсию по Западному району города.

Большой район индивидуальной застройки между улицами Славной и Вильчковского сегодня горожане называют просто – район аэропорта. И всем всё понятно. Но когда журналисты «Нк» все же попытались выяснить у жителей, откуда их район носит такое название, верного ответа не услышали.

Впрочем, он оказался непростым и для нас. Потому что документальные сведения о том, что в этом районе Барановичей в советское время размещался гражданский аэродром, практически отсутствуют. Почему? Потому что аэродром – это стратегический объект, и даже упоминание о нем в тот период расценивалось как разглашение государственной тайны.

baranavichy80-89.049
80-ые годы. Фото с сайта www.bartrans.net

Но, к счастью, есть немало живых свидетелей того времени, они бывали в аэропорту, летали на самолетах. Само здание аэропорта, которое сейчас принадлежит центру стандартизации, метрологии и сертификации, было построено в 1963 году. Летное поле посреди зеленой равнины к тому времени уже было. С открытием пассажирского аэропорта к 1970 году Барановичи вошли в число 67 городов Советского Союза, куда и откуда белорусские авиаторы выполняли полеты местного значения.

Из Барановичей можно было улететь в Минск, Брест, Пинск и оттуда же возвратиться назад. Полет до Минска, например, вспоминает бывший начальник ПКО­3 «Брестпроекта» Криштоф Козловский, занимал 45 минут. На линии работали знаменитые «аннушки» – советские самолеты Ан-­2. В народе их еще называли «кукурузниками» за то, что эти легкокрылые машины были активно задействованы и в сельском хозяйстве: обрабатывали кукурузные поля.

IMG_4318
В этом небольшом домике по Вильчковского когда-то располагались кассы аэропорта

В самом здании аэропорта размещались кассы, диспетчерская, зал ожидания. Вот только добираться сюда за билетом было проблематично. Поэтому настоящим благом для многих горожан стало открытие в 1980-­х годах прямо в центре города в доме № 5 по улице Комсомольской авиакасс.

Но тут на рынке транспортных услуг появился новый игрок – в декабре 1982 года со станции Барановичи­-Полесские в Минск отправился первый электропоезд, через год электричка связала наш город с областным центром. Стоимость железнодорожного билета была в разы меньше. Потихоньку местные авиаперелеты стали приносить убытки перевозчику и вовсе сошли на нет. Пассажирский аэропорт в Барановичах к началу 90­х закрыли.

Затем его передали аэроклубу ДОСААФ – удобнее места для парашютистов не было. Последними здесь тренировались дельтапланеристы до тех пор, пока не произошел трагический случай со смертельным исходом.

Но окончательное решение о закрытии в Барановичах аэропорта было принято не сразу. По словам Криштофа Козловского, еще продолжались разговоры о том, чтобы перенести его, даже участок под строительство наметили в районе деревни Вольно. Но изменилась и политическая, и экономическая ситуация.

В здании аэропорта впоследствии разместился филиал брестского завода «Эталон», который занимался ремонтом мелких средств измерения. Автобусная остановка городских маршрутов №№ 5, 27 до сих пор так и называется «Завод Эталон», хотя уже давно никакого завода в здании нет.

С июня 2013 года это – имущество центра стандартизации, метрологии и сертификации. Барановичский центр сделал здесь хороший ремонт, привел в порядок прилегающую территорию. Директор Николай Лобко сообщил, что они планируют построить еще несколько хозяйственных помещений, гаражи, даже спортивную площадку соорудить.

И теперь уже диссонансом кажется соседство симпатичного здания центра стандартизации и невыразительного домика метеостанции, первые метеорологические наблюдения на которой были произведены 1 февраля 1940 года. Затем их прервала Великая Отечественная война. Возобновилась работа на станции 25 июня 1944 года. Здесь и сегодня работники станции по-­старинке топят печку и мечтают о благоустроенном помещении.

На месте поля – дома

На большом пустыре площадью 40 гектаров, где был аэродром и паслись коровы, в 1991 году город стал выделять первые земельные участки под индивидуальную застройку. Вся территория была разделена на наделы по 9­10 соток.
Другой участок, еще более значительный (он занимает полсотни гектаров) – от улиц Новомышской до Бадака и Колхозной – в свое время специалисты «Брестсельстройпроекта» запроектировали под много­квартирную застройку.

Кроме многоэтажных домов, которые начинали строить по Бадака и Колхозной, в этом районе должны были появиться детский сад, бассейн, комбинат бытового обслуживания, магазин, кафе, сберкасса, почта, парикмахерская, в общем, вся инфраструктура. Но позже планы поменяли и перепроектировали территорию под строительство домов усадебного типа. Поскольку здесь были районные земли, то и участки выделял Новомышский сельсовет.

Застройка во всем районе шла туго – много участков вообще пустовало. Ситуация кардинально изменилась в 2000­х, когда вступил в силу Указ Президента о трехлетних сроках строительства, а государство стало выделять нуждающимся льготные кредиты на жильё. Теперь вся территория аэропорта застроена.

Пришли сюда и городские магистральные централизованные сети водоснабжения и водоотведения. Со стороны улицы Вильчковского хорошо виден симпатичный домик с фонарями освещения, владелец которого планирует открыть здесь кафе. Предприниматель уверен, что у него есть перспектива.

А напротив, по другую сторону улицы Вильчковского, активно ведется застройка еще одного района домов усадебного типа. Данный проект предусмотрен генпланом развития города, принятым в 2007 году. В 2013-­м на этом месте были выделены первые земельные участки для нуждающихся и желающих получить наделы для собственного жилья с аукциона.

IMG_4418
Застраивается другая сторона улицы Вильчковского

Почти все 155 сформированных участков по другую сторону улицы Вильчковского уже розданы. Мы стали свидетелями, как энергетики прокладывают сюда магистральные сети электроснабжения.

Остальные коммуникации, и прежде всего водоснабжение, грунтовые дороги, появятся в районе при наличии финансовых средств. Такую информацию сообщил «Нк» главный инженер городского УКСа Александр Карпеня.

Светлана ГИЛЬ, фото Бориса НОВОГРАНА



  • Мы в социальных сетях: