Наверх

85-летие отметил житель Барановичей, проработавший с 1948 года на литейке

25.08.2017 236 Наш край

Житель Барановичей Николай Острога начал трудиться рано. Ему было 16 лет, когда устроился на ремонтно-механический завод учеником формовщика.

Время было такое − послевоенные годы. В семье два брата, мать была домохозяйкой, отец − железнодорожником. Жили они там, где сегодня возвышается торговый центр «Светиловский».

− По правую руку, как ехать в центр по проспекту Советскому, был город, а по левую, где мы жили, − деревня Светиловичи, − говорит Николай Владимирович.

Стоит сказать несколько слов и о заводе, куда пришел работать в 1948 году наш земляк.

− Уже мало кто знает, что ремонтно-механический располагался на углу улиц Комсомольской и Притыцкого, − вспоминает Николай Острога. − А его литейный цех, с которого я начинал, − в той стороне, где сегодня Дом офицеров. Производил завод пожарные насосы.

Поблизости со зданием цеха школьником вместе с одноклассниками горожанин высаживал деревья, которые нынче − молодой парк…
Несмотря на то, что 1 августа Николаю Остроге исполнилось 85, он выглядит моложе своих лет, бодр и энергичен.

− Литейка закалила, − улыбается. − Тяжелый это труд, вечная загазованность в цехе, да и тогда, что сравнивать, ручными ковшами металл заливали…

Тем не менее после службы в армии в декабре 1955-го он вернулся в литейный цех, но уже завода станкопринадлежностей. Становление завода произошло на глазах Николая Владимировича и при его участии. Вспоминает, как по воскресеньям после напряженной недели все дружно выезжали на поля и собирали камни, чтобы достроить еще один цех. А начиналась история «станкачей» с «Красной артели», в которой лили чугуны, выпускали металлические кровати.

Завод станкопринадлежностей Николай Острога знает, как свой дом, ведь здесь он работал не только в литейном цеху, но и в линейно-измерительной лаборатории, и начальником отдела технического контроля, и руководителем производственного отдела. 14 лет проработал главным инженером − мог бы и больше, но подвело здоровье. Все-таки не шутка − быть ежедневно «дирижером» завода, который работал тогда в три смены, а число его работников превышало 2 тысячи. Если бы не инфаркт, быть сейчас Николаю Владимировичу заслуженным рационализатором республики. Ведь на его счету несколько десятков рацпредложений, три изобретения.
Николаю Остроге поступали предложения из обкома партии, Министерства машиностроения СССР возглавить предприятия в других регионах, но он так и остался верен родному городу, своему заводу.

Уступив коллеге должность главного инженера, требующую ежедневно большой энергии, патриот своего предприятия получил другую, которая требовала уже не столько больших сил, сколько большого опыта − заместителя директора по качеству. И даже достигнув пенсионного возраста, продолжил трудиться − некоторое время поработал начальником отдела охраны труда. И по сей день не сидит сложа руки − возглавляет ветеранскую первичку завода.

Андрей Михайловский − седьмой директор на памяти заводского старожила.

− Нынешний руководитель внимателен к нам, ветеранам, − говорит председатель первички. − Никогда не ответит отказом, по возможности старается помочь.

Впрочем, по-доброму отзывается обладатель ордена Трудового Красного Знамени, ряда медалей и о предшественниках Андрея Михайловского − Вячеславе Хреновском и Эдуарде Якимчике.

− А какой у вас как у руководителя был главный принцип? − интересуюсь у собеседника.

− Была у меня такая рабочая привычка: если в споре оказался не прав, обидел человека зазря, на следующий день подойду, извинюсь. Старался быть справедливым.

Виталий ГЕРЦЕВ.
Фото автора.



  • Мы в социальных сетях: