Наверх

Полонезы из Полонечки

14.02.2020 388 Наш край

«Если из Мира ехать по улице Жуховицкой, то дальше мы бы прибыли во владения князя Константина Радзивилла, где увидели бы чудный сад, красивый и интересный во многих отношениях дворец. Встретившись же с хозяином, легко убедиться в знаменитой радзивилловской гостеприимности». Такая запись встречается в дневнике известного  белорусско-польского поэта, краеведа, историка литературы и переводчика Владислава Сырокомли. Эти строки – о деревне Полонечке.

И сегодняшнее путешествие  «Нашего края» на северо-запад Барановичского района именно в этот населенный пункт.

Белорусский Парнас

Полонечка имеет богатую историю. Согласно летописям, она известна с 1428 года как владение Ульяны Гольшанской – жены великого князя литовского Витовта. За века, безусловно, менялись владельцы местечка: Рудомины-Дусяцкие (шляхетский род герба «Трубы»); Сесицкие (шляхетский род герба «Голова буйвола»). В 1704 году имение в качестве приданого принесла своему мужу Михаилу Антонию Радзивиллу, правнуку знаменитого Радзивилла Сиротки, Марцианна Сесицкая.

Настоящей культурной столицей края Полонечка стала при Матее Радзивилле, который с 1773 года сделал имение своей резиденцией.

Когда-то дворцово-парковый комплекс включал двухэтажный дворец с флигелями, красивый парк с живописной системой водоемов, часовню-усыпальницу, оранжерею, въездную браму, мельницу и другие постройки. Дворец соединялся с флигелями крытыми галереями с высокими «французскими» окнами.

Главным декоративным элементом центральной части парадного и паркового фасадов были оригинальной формы гермы (четырехгранные колонны, завершенные скульптурным изображением головы древнегреческого героя или философа). 

Матей дружил с Каролем Станиславом Радзивиллом, прозванным Пане Коханку. Кароль не раз бывал в Полонечке. А в 1777 году в местечке гостил известный русский литератор, писатель, автор знаменитого «Недоросля» Денис Фонвизин. Ходили легенды о том, как после обильных застолий Фонвизин и Пане Коханку выходили охотиться на местных красавиц.

Композитор и драматург

По просьбе Пане Коханку в честь визита  в 1784 году короля Станислава Понятовского в Несвиж Матей написал оперу «Агатка, или Приезд пана». Хотя сюжет произведения был незамысловат (история любви крестьянской девушки и простого деревенского парня), опера пользовалась большой популярностью в Беларуси и Польше до конца 1820-х.  Матей Радзивилл также был автором  многочисленных полонезов, мазурок, сонат и серенад. Большая часть его музыкального наследия сохранилась до наших дней.

Второе рождение

После смерти Матея Радзивилла в 1800 году его владения отошли детям – Константину и Антонине. В начале XIX века Полонечка пережила второе рождение. Константин значительно перестроил дворцово-парковый ансамбль. В итоге здесь появился дворец, архитектурный стиль которого напоминал резиденцию Тривулзино на озере Кома неподалеку от италь­янского города Белладжио.

При Константине Полонечка осталась важным культурно-просветительским центром. С визитами сюда заезжали не только окрестные помещики, но и известные политические и культурные деятели того времени.
Занимался Константин и научно-исследовательской деятельностью. В «Статистическом очерке Новогрудского уезда» и «Этнографических сведениях о жителях Новогрудского уезда» он собрал уникальный материал по этнографии белорусов, описал их одежду, основные обряды, фольклор, составил небольшой словарь «местных слов».

После смерти Константина  Радзивилла в 1869 году Полонечка перешла к его сыну, но жить он там не захотел. Все ценности из резиденции отца перевез в Польшу. В 1876 году в Полонечке побывал Наполеон Орда, он запечатлел усадьбу на своем рисунке.

Во время Первой мировой войны Полонечка оказалась в прифронтовой полосе. Здесь в госпитале хирургом служил будущий светила советской медицины Иван Руфанов. Впоследствии, уже в клинике в Москве в 1943 году, именно он первым стал применять пенициллин для лечения раненых.

Владели поместьем Радзивиллы до 1939 года.
В годы Великой Отечественной войны дворец был сильно поврежден, потом его восстановили. В первые послевоенные годы здесь размещалась школа-интернат, потом до 1999 года – средняя школа. 

В поисках инвесторов

Здание бывшего дворца неоднократно выставляли на аукцион, однако желающих восстановить его пока не нашлось. Кстати, начальная цена историко-культурной ценности уже понижена на 80% и составляет 19 210 рублей 72 копейки. Среди условий конкурса – заключение договора на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию (реставрацию) объекта в течение 45 дней с даты подписания акта приема-передачи объекта; проведение его реконструкции (реставрации) в сроки, предусмотренные проектно-сметной документацией; подписание в Министерстве культуры охранного обязательства на историко-культурную ценность; использование объекта в течение трех лет с момента ввода в эксплуатацию.

Юрьевский костел

Еще одной достопримечательностью Полонечки является красивейший костел. Он размещается в центре деревни, недалеко от бывшего дворца Радзивиллов. Первый храм в местечке был построен в XV веке, в XVIII был перестроен. Когда-то здесь крестили Игната Домейко – будущего национального героя Чили, выдающегося ученого и просветителя, уроженца деревни Медвядки, что в соседнем, Кореличском районе.

В 1826 году за счет князя Константина Радзивилла костел отремонтировали и перестраивали. Еще раз костел был перестроен в 1899 году по проекту варшавского архитектора Константина Войцеховского.
Орган для костела изготовили в Вильне в 1897 году. Интерес представляет также резной деревянный алтарь с коринфскими колоннами с семью иконами XVIII – XIX веков. Среди местных жителей ходит легенда, что одна из икон чудо­творная, поскольку спасла деревню от фашистов, которые грозились сжечь всё в округе.

Здесь даже дышится иначе…

Янина ЖУКОВСКАЯ:

– Родилась я на соседнем с Полонечкой хуторе. Семья была большая – восемь детей. Хоть родители были простыми людьми, всего по нескольку классов окончили, старались всем нам дать образование. А еще мама и папа были верующими и нас воспитывали в этом духе. В школу ходили в Полонечку за шесть километров. Сама работала и жила в Барановичах, а на пенсии перебралась в родную деревню. Здесь даже дышится по-другому, в отличие от города. Особенно хорошо летом: деревня словно оживает, дачники, дети на каникулах.

Маргарита КУРЧЕНКОВА:

– Всю жизнь прожила в деревне. К сложной работе была приучена с детства. Помогала отцу и косить, и пахать. Работала в колхозе, причем одиннадцать лет – на тракторе. А когда родился сын, муж запретил баранку крутить. Сказал: что ты в мазуте ходить при малом дитяти будешь? Но к технике у меня всегда тяга была. Вон недавно свет в сарай сама провела. Стараюсь по возможности и огород посадить, и закатки делаю. Деревня, конечно, раньше была большая, сейчас меньше людей. Хорошо, что есть у нас храм, где и помолиться можем, и встретиться с односельча­нами.

Янина КИСЕЛЬ:

– Родом я из деревни Баратино. Окончив институт иностранных языков, по распределению попала в Слонимский район, где отработала год. С 1979 года работала в Вольновской средней школе, а жила в Полонечке, куда вышла замуж. В 1988 году перешла в школу в Полонечке, где и работала до пенсии. В школе, конечно, раньше было больше детей, чем сейчас. Как педагог горжусь своими выпускниками, которые пошли по моим стопам. За эти годы деревня, безусловно, стала родной. Здесь живописные места, богатые историей.

 Инна ГОНЧАР




  • Мы в социальных сетях: