В «Барановичигортрансе» начала работать добровольная дружина контролеров-ревизоров. Для чего она создана, какими дополнительными функциями наделены теперь контролеры в общественном транспорте, рассказывает директор предприятия «Барановичигортранс» Андрей ТАРАСЮК.
– Итак, Андрей Павлович, контролеры и без того достаточно грозная сила для безбилетников, для чего еще и добровольная дружина?
– Сила-то грозная, как вы говорите, но нарушителей почему-то не пугает. Несмотря на применяемые меры, количество пассажиров, желающих проехать «зайцем», не уменьшается. Так, за 2015 год к административной ответственности привлечены 8 788 безбилетников в городских, пригородных, автобусах междугородного сообщения. В отношении 845 граждан составлены протоколы о правонарушении.
Эти протоколы идут в административную комиссию по месту жительства правонарушителя для вынесения постановления, и в случае неуплаты штрафа протокол с вынесенным постановлением направляется в суд для принудительного взимания штрафа, а информацию о том, что человек ехал без билета, сообщаем по месту его работы.
– Вы меня просто шокировали этой цифрой: почти 9 тысяч «зайцев»! И больше всего, видимо, на городских автобусах?
– Львиная доля безбилетников путешествует в автобусах городских маршрутов. Несмотря на солидные штрафы (в автобусах городского сообщения он составляет 105 000 рублей, пригородного сообщения – 147 000 рублей, в междугородном сообщении – 210 000 рублей), многие продолжают нарушать правила проезда.
А может быть, эти штрафы для них кажутся не такими большими?! Или «зайцы» надеются проскочить? Но, как показывает практика, это им не удается.
– Существуют ли какие-либо смягчающие обстоятельства для безбилетника, которого в автобусе обнаружил контролер?
– Пассажиры, не оплатившие проезд, при встрече в автобусе с контролерами придумывают различные объяснения тому, почему они не оплатили проезд. Однако при проезде в автобусе без билета нет никаких обстоятельств, смягчающих вину безбилетного пассажира и его ответственность за данное правонарушение, поскольку, согласно законодательству, пассажир обязан оплатить проезд до начала поездки. То есть он должен позаботиться о наличии проездного документа до того, как начнет совершать поездку.
Билет у водителя автобуса пассажир может приобрести на следующую поездку, а не на ту, которую он уже совершает. К сожалению, многие пассажиры не знают этого либо не понимают, что и приводит к совершению ими такого административного правонарушения, как безбилетный проезд.
– Наверное, многие «зайцы» не понимают и всей серьезности положения, в которое попадают при выявлении безбилетного проезда…
– Абсолютно верно. Только на первый взгляд данное правонарушение, как им кажется, не такое уж и серьезное. Безбилетные пассажиры чаще всего этим не обеспокоены и, как показывает практика, зря. Впоследствии занесение в единую государственную базу данных об административных правонарушениях может обернуться такими неприятностями, как невозможность в связи с этим выезда за границу, получения кредита в банке, отключение от сети мобильного оператора и многие другие.
– Но давайте вернемся к добровольной дружине контролеров. Что это дает? Наделяет ли участие в дружине контролера-ревизора какими-то дополнительными функциями?
– Конечно. Тем самым контролер будет иметь право задержать правонарушителя и доставить его в ГОВД для дальнейшего разбирательства и привлечения к ответственности.
– Бедные женщины. Как они могут доставить в милицию распоясавшегося хулигана, например?
– А в нашем коллективе трудятся уже и молодые, крепкие мужчины. На линии для проверки проездных билетов выходят и 15 контролеров-мужчин. Так что теперь это – действительно сила. Но, конечно же, хочется обходиться без конфликтов. А чтобы их не было, от пассажира требуется одно: своевременно оплачивать проезд.
Компостируя талоны, уважаемые пассажиры, помните, что этим вы способствуете и обновлению подвижного состава, замене старых автобусов современными, более комфортабельными. А пополнение автопарка новыми машинами, в свою очередь, позволяет регулярно корректировать маршрутную сеть с учетом пассажиропотока и пожеланий самих пассажиров.
Светлана ГИЛЬ.