Наверх

Риск или гарантия: услуги нелегалов на дому или официально оформленный бизнес – что чаще выбирают клиенты и почему

19.11.2015 571 Наш край
IMG_9342
Фото Бориса НОВОГРАНА

Сегодня на рынке услуг есть альтернатива. Что чаще выбирает клиент и почему?

Своего мастера­-парикмахера я нашла 20 лет назад, случайно зайдя в ближайшую к дому парикмахерскую. С тех пор стричься хожу только к ней. Однажды надо было срочно причесаться для непредвиденного торжества, а Ирина Подлешанина в эту смену не работала. Набрав номер её мобильного телефона, попросила сделать меня красивой у нее на дому. В ответ услышала резкое: «Ты что, с ума сошла?»

– Ну почему, Ира?

– Потому что я не практикую обслуживание клиентов на дому. Для этого у меня есть рабочее место в парикмахерской.

ПРОФЕССИЯ – ОДНА, УСЛОВИЯ – РАЗНЫЕ

Помню, тогда я на отказ мастера сильно обиделась. Во­-первых, потому что только Ирининым рукам подвластны мои волосы, только её они слушаются, и мне кажется, она их чувствует. Во­-вторых, наше общение с годами вышло за рамки отношений мастер – клиент, мы можем поделиться друг с другом личными радостями или невзгодами. А тут вдруг – категоричное «нет».

Этот случай всплыл в памяти, когда в редакцию обратился один из владельцев городской парикмахерской – уважаемый мною человек.

– Я столкнулся с большой кадровой проблемой в своем бизнесе. Столько парикмахеров готовит наш колледж сферы обслуживания, столько специалистов по маникюру­-педикюру, а где они? Нелегально работают на дому. И им ничего: ни налогов, ни претензий санитарных служб. Что же это за равные условия хозяйствования?

Признаюсь, в тот момент поду­мала, что, возможно, крепко «прижучил» мой знакомый своих специалистов, если они не дорожат рабочим местом в его парикмахерской. Шутя сказала об этом своему собеседнику. Предприниматель не обиделся: «Поверьте, это не только меня касается».

Чем глубже окуналась я в сферу парикмахерских, маникюрно­-педикюрных услуг, тем больше соглашалась с представителем барановичского малого бизнеса, что в кадровой политике этого сегмента не все гладко.

ВЫХОД ИЗ ТЕНИ

Парикмахерские услуги не самый распространенный вид бытовых услуг в Барановичах. Тем не менее такой статистике удивился даже начальник отдела консультаций городской налоговой инспекции Вячеслав Майковский, готовя для редакции данные цифры. Бизнес в сфере парикмахерских услуг в Барановичах ведут на данный момент 51 предприятие и 89 индивидуальных предпринимателей.

Только в нынешнем году число ИП увеличилось на 32 человека.

– Молоденькие девочки, которые прежде втихаря делали на дому маникюр, красили брови, подстригали клиентов, идут к нам регистрировать свою деятельность, – комментирует явление Вячеслав Станиславович, – потому что вынуждены уплатить вместо 490 000 рублей ежемесячного единого налога для индивидуального предпринимателя 2 450 000 рублей за незаконный бизнес.

– А знаете, как мы их находим? – спрашивает главный консультант городской налоговой инспекции. – По информации в социальных сетях, которую они там выставляют в качестве рекламы и по… жалобам клиентов на некачественные услуги.

– Клиенты сами виноваты, если стригутся нелегально, – у них не может быть гарантии. Это равносильно тому, что нет чека или договора – главного документа гарантии потребителя, – замечаю Вячеславу Майковскому.

– Оно так. Но когда петух клюнет, люди бегут за помощью к нам.

До 2015 года скрыть серый бизнес было проще – можно было спрятаться за «ширму» – под предлогом оказания парикмахерских услуг на дому, которые, кроме всего прочего, не нужно сертифицировать. Да и в случае провала операции не так сильно пострадать материально.

С 1 января в Налоговый кодекс Республики Беларусь введена норма, которая предусматривает при выявлении фактов осуществления услуг парикмахерами, маникюршами-­педикюршами, которые не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, уплату единого налога с применением коэффициента 5 к ставке единого налога. Это и есть те 2 450 000 рублей, о которых говорил Вячеслав Майковский.

Специалисты Барановичской городской налоговой инспекции в нынешнем году выявили 157 человек, занимавшихся незаконным бизнесом. Среди них и 11 нелегальных парикмахеров, и 3 кондитера, изготавливавших на дому торты.

НЕЗАКОННО И НЕБЕЗОПАСНО

Одна знакомая на эту ситуацию, однако, посмотрела иначе:

– А я в этом ничего плохого не вижу, мне, как клиенту, даже лучше: за ту же стрижку или покраску бровей заплачу намного меньше. В наших парикмахерских уже давно надо цены снижать. Разве это мыслимо: за женскую стрижку отдавать 150 000 рублей?!

– А гарантия?

– Гарантия – это хороший мастер.

– А если, не дай бог, какую инфекцию занесет тебе этот мастер?

– От инфекции мы не застрахованы даже в парикмахерской.

Тут уже пришла моя очередь развести руками. И обратиться за комментарием к заведующему отделением коммунальной гигиены зонального центра гигиены и эпидемиологии Илье Пивашу.

– Категорически не согласен с мнением женщины. Как можно так рассуждать? Это же здоровье, санитарное благополучие! Первое, что должен соблюдать специалист, выезжая на дом к заказчику, – санитарно­-эпидемиологический режим. То есть обязан иметь специальную рабочую одежду, чистый, продезинфицированный инструмент и делать стрижку клиенту только по месту нахождения потребителя.

Наталья Подвойская – мужской мастер парикмахерской ОДО «Данилан» на площади Ленина, 1. На вопрос, почему при такой высокой квалификации она и её опытные коллеги не работают на себя, не оформляют ИП, ответила:

– Вы представляете, какую ответственность надо брать на себя?! Ведь, кроме владения инструментом, мастер обязан создать прежде всего безопасные условия для клиента. В нашей парикмахерской они созданы, соблюдаются все санитарные нормы и правила.
Текучести кадров в этой парикмахерской практически нет. Многие мастера работают не один десяток лет.

НИЗКИЙ ЗАРАБОТОК

– Значит, им повезло с работодателем, – говорит Ольга, которая после окончания колледжа сферы обслуживания отработала в одной из городских парикмахерских два года и уволилась из-­за несогласия с политикой владелицы. – Это разве нормально, когда я получала 800 000 – 1 000 000 рублей? Когда 60% моего заработка хозяйка забирала себе? Она не выплатила мне заработную плату за последний месяц, отказалась выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск. Только очень жаль, что я потеряла хороший коллектив.

Ольга, с которой я познакомилась через интернет благодаря её рекламе парикмахерских услуг, рассказала, что вслед за ней из той же парикмахерской уволилась и её подруга. Девушке даже 800 тысяч не платили.

– И что же дальше, Ольга?

– Потом я практиковала на дому. Я могу стричь и женщин, и мужчин. Бизнес официально не оформляла, потому что не знала, будет ли он успешным. Теперь наработала клиентскую базу и отнесла документы в налоговую для регистрации ИП.

– А не боитесь?

– Не боюсь. За это время ко мне не было никаких претензий со стороны клиентов. На себя работать гораздо выгоднее со всех точек зрения.

К индивидуальным предпринимателям – парикмахерам у заведующей хирургическим отделением центральной поликлиники Татьяны Богатко претензий нет. А вот к маникюру и педикюру она, как медик­-практик, относится крайне негативно.

– Я бы вообще запретила эти манипуляции. На прием приходит масса женщин с травмированными ногтями и ногтевым ложе. А травмы и повреждения – это очаг для инфекции. Нельзя так беспечно относиться к своему здоровью.

Пришла моя пора соглашаться с Татьяной Леонидовной, потому что, делая однажды маникюр, я сама себе повредила ногтевое ложе. И теперь, как сказала врач, мне уже никто и ничем не поможет.

ЕСТЬ СПРОС – ЕСТЬ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Но мы же всегда думаем, что если что-­то плохое произойдет, то не с нами. Поэтому не смотрим ни на какие предостережения. Сегодня есть спрос на услуги по оказанию маникюра, педикюра. А коль есть спрос, то есть и предложения специалистов в такой услуге.

В Барановичском колледже сферы обслуживания, о чем сообщила заместитель директора по учебно-­производственной работе Елена Боркун, уже обучается вторая группа слушателей полуторамесячных платных курсов маникюра-­педикюра. Первые 20 выпускников таких курсов нынешнего учебного года, надо полагать, уже работают. Причем за трудоустройством в службу занятости никто из них не обращается – работу находят сами.

– А вот с новоиспеченными парикмахерами ситуация другая. Наши выпускники нередко перераспределяются, – говорит Елена Боркун. – Объясняют свое решение тем, что их не устраивает заработок.

Между тем конкурс на получение специальности парикмахера в колледже всегда высокий. Замечу, правда, что получить эту профессию в чистом виде здесь нельзя. Чтобы у выпускника учебного заведения был выбор и он обладал конкурентоспособностью на рынке труда, ему дают возможность получить еще несколько специальностей: швея – портной – парикмахер, сборщик обуви – парикмахер и т.д.

Такая интеграция имеет логику и преимущество. И все же: в нынешнем учебном году в колледже осуществляли прием на парикмахера и с учетом 69 заявок владельцев городских парикмахерских. Молодых специалистов новые рабочие места будут ждать через три года, в 2018-­м. Только за это время столько воды утечет…

– Всякое бывает, – соглашается Елена Боркун. – И ситуация в парикмахерских меняется, и сами выпускники не попадают на заявленное место работы, потому что не желают этого.

С начала года сотрудники межрайонной прокуратуры предъявили выпускникам учреждений профессионально­-технического и среднего специального образования Барановичей, не приступившим к отработке по распределению, 45 исков на общую сумму 1 851 689 090 рублей.

Во взаимодействии с учреж­дениями образования мы выявляем выпускников, получивших образование за государственный счет и не отработавших предусмотренный законодательством срок, – отметила старший помощник Барановичского межрайонного прокурора Зоя Жук.

По словам Зои Анатольевны, в нашем регионе чаще всего «забывают» отработать положенный срок именно выпускники средних специальных учреждений образования. Больше всего исков (23) предъявлено выпускникам лицея строителей. Они задолжали государству 749 647 700 рублей за свое обучение. На втором месте среди должников – 11 выпускников колледжа сферы обслуживания.

ВАКАНСИЙ – НОЛЬ

Если вы зайдете на сайт управления по труду, занятости и социальной защите горисполкома в поисках работы парикмахером, то вакансий там не найдете. Вместе с тем заместитель начальника управления Юрий Бесан заметил, что и безработные парикмахеры к ним не обращаются. Догадываюсь, что такие специалисты находят работу сами. А в этом сегменте услуг появился еще один интересный вид: стрижки животных. Причем не простые стрижки – креативные. Такое объявление не так давно я прочитала в нашей газете.

Вот почему парикмахеры, по моему глубокому убеждению, всегда будут с куском хлеба. И не важно, на кого они работают. Важно, что в нынешнее непростое время люди ищут новые возможности для реализации своих идей, амбиций. Важно, чтобы этот процесс был законным.

Светлана ГИЛЬ.



  • Мы в социальных сетях: