Наверх

На Барановичском заводе станкопринадлежностей начали выпускать патроны класса “В”

06.03.2017 489 Наш край

NOB_75121Не так давно мы рассказывали читателям об уникальной продукции, которую освоили на заводе станкопринадлежностей. Среди новинок – механизированные токарные патроны для станков с ЧПУ. На имеющемся оборудовании специалисты предприятия изготовили патроны класса «П» – повышенной точности. Главная задача была другой – освоить такие же, но класса «В» – высокоточные.

На момент, когда на заводе состоялось выездное заседание Барановичского городского исполнительного комитета, членам исполкома уже представили эту продукцию. В феврале заводчане выпустили пять патронов класса «В»!

Ходовая оснастка

По словам заместителя директора по коммерческой деятельности Александра Березова, в лучшие для завода годы – в 2003 – 2005-м – здесь изготавливали 250 – 300 токарных патронов в год класса «Н» – нормальные, и все они были востребованы. Сегодня основные производители нуждаются в аналогичной продукции высшего класса. Специалисты предприятия пришли к выводу, что и в 2017-м они могут одолеть такую же планку по объёмам. А чтобы глубже изучить потребность рынка в механизированных токарных патронах, заказали маркетинговые исследования импорта данной продукции.

Наиболее ходовые патроны – диаметром 200 и 250 мм. Пока заводчане выпустили первые, на вторые разрабатывают документацию. А первая пятерка высокоточных токарных патронов ищет своего потребителя, заодно и стремится доказать, что эти патроны действительно высокого класса. Причем барановичские, по расчетам, даже в цене выигрывают у своих главных конкурентов – тайваньцев и немцев.

Что примечательно: продукцию высокого класса точности заводские специалисты сумели изготовить на имеющемся оборудовании. Дело в том, что по надежности основание станка – станина производства эпохи СССР – даст фору самой современной. Авторитетные специалисты в области станочного оборудования с Оршанского завода «Красный борец» провели на нашем предприятии аудит станков и пришли к выводу, что их модернизация будет заключаться только в повышении точностных характеристик и производительности. То есть на старой станине сделают новый станок.

Для изготовления указанного объема высокоточных токарных патронов, уверил главный директор предприятия Леонид Беляцкий, достаточно два шлифовальных станка. Оршанцы обещают, что к сентябрю оборудование будет готово. И это позволит барановичскому производителю выпускать 90% продукции класса «В». Пока же он готов изготавливать такой продукции в объеме 60%.

Всё же по чуть-чуть, но на завод приобретают новое оборудование. За последние семь лет здесь появилось 20 станков с ЧПУ и обрабатывающих центров. Последний центр установили в 2014-м. На следующий год модернизировали два станка, в 2016-м – один. За счет этого процент износа оборудования повысился с 87% до нынешних 78%.

Стратегическое направление

Представляя членам горисполкома детальную программу освоения нового продукта, специалисты завода станкопринадлежностей убедительно доказывали, что будущее предприятия – за выпуском технологической оснастки. Во всяком случае, на это позволяет надеяться нынешняя благоприятная конъюнктура рынка. К тому же традиционный основной партнер – Минский тракторный завод – резко уменьшил объем заказов и номенклатуру изделий, давая работу предприятиям своего холдинга. Доля МТЗ в общем объеме производства завода станкопринадлежностей в 2016 году снизилась до 48%, тогда как в лучшие годы она держалась на 80%. Директор предприятия Андрей Михайловский назвал это основной причиной, из-за которой завод показывает отрицательный финансовый результат.

А объемы выпуска станочной оснастки, наоборот, с каждым годом растут и, что важно, продаются! Важно, что для этого не нужны дополнительные затраты. А ещё важно и то, что 98% этой продукции отгружается в Российскую Федерацию. Есть небольшие поставки в Казахстан, Эстонию, Австрию, Германию. В 2014 году барановичскую продукцию поставляли даже в Австралию и Китай. Сегодня нашему производителю невозможно пробиться на рынки дальнего зарубежья, потому как там хозяйничают Индия и Китай с дешевым продуктом.

Потребители нашей продукции – прежде всего страны СНГ, рынки которых завод станкопринадлежностей может покорить оптимальным соотношением цена-качество.

Новый продукт рождается… из старого

– Мы пошли по такому пути: пытаемся делать аналогичную продукцию известного польского производителя станочной оснастки – завода «Бизон», – говорит директор. – И по цене, и по качеству мы выигрываем у нашего основного конкурента на рынке СНГ.

Заметим, что хорошим стимулом выпускать качественную продукцию является дополнительное премирование. Численность контролеров постоянно уменьшается – это и сокращает затраты, и дисциплинирует. 23 человека на заводе уже работают на самоконтроле, из них пять – руководители производственных участков.

Укрепиться на рынке

Барановичский производитель стремится занять свою нишу на рынке станочной оснастки и расширить её за счет увеличения объемов новой продукции.

Другой востребованный вид станочной оснастки – тиски. В прошлом году заводчане реализовали их в два раза больше, чем в 2015-м. Этот товар вполне может стать перспективным и экономически выгодным, если учесть, что на просторах бывшего Советского Союза осталось только три производителя данной продукции. В их числе и барановичский завод. И сейчас нашему предприятию необходимо только уменьшить цену тисков. Они на 50% дороже, чем у конкурентов, из-за того, что до сих пор изготавливаются по ГОСТу, что требуется в Беларуси. Соответствие ГОСТу, мы знаем из советского прошлого, – это хорошее качество, вечная оснастка. Но на электронных торгах покупатели не видят ни жесткости, ни проч-
ности изделия, а только цену. И делают выбор в сторону более дешевого товара.

А мировые производители при выпуске станочных тисков пользуются техническими условиями. Это делает данный вид оснастки более легкой, до 60–65 килограммов. Наши же тиски весят 90 кг.

Уменьшить их вес – значит, сократить затраты и удешевить. Первая партия облегченного варианта тисков оказалась выше стоимости аналогов уже на 25%. И если высокоточным токарным патронам нужна агрессивная реклама, то эти станочные тиски в рекламе не нуждаются.

Как и расходный материал к патронам – кулачки. У каждого токаря их должно быть штук 15 – 20. Так вот наш завод выпустил 4-кулачковые патроны, которые заняли 98% всего рынка потребления, а в январе – и 3-кулачковые, которые выпускает польский «Бизон». Все они сразу разошлись. В марте заводчане надеются выпустить вторую партию этих изделий. Между прочим, стоят они недешево – порядка 5 тысяч долларов один.

Начали делать и зажимной кулачок для больших карусельных станков. На испытаниях в России и барановичские резцедержатели для токарных станков с ЧПУ. Трубный патрон планируют освоить для нефтяников и газовиков.

Без убытков и с идеями

NOB_55511Теперь главное для заводчан – выполнить всё, что задумано. Об этом говорил и председатель городского исполкома Юрий Громаковский. При этом Юрий Анатольевич заметил:

– Да, мы видим, что сегодня для вас складывается благоприятная конъюнктура рынка. А если через год, через два она закончится, изменится? Что делать будете?

Мы беремся за любую работу, – заявил в ответ руководитель завода Андрей Михайловский.

– Беда в том, – продолжил глава города, – что пока нет стратегических идей по привлечению инвесторов. Пусть это будут и профильные, и непрофильные проекты. Надо знать, куда идти.

Однако усилия, которые коллектив предпринимает по поиску работы, городская власть видит. Отметил это на заседании горисполкома начальник управления экономики Юрий Трифонов.

– Позитивные перемены в работе завода наметились. Стоит задача эту тенденцию закрепить.

При этом Юрий Трифонов обратил внимание специалистов завода на незамедлительное решение некоторых проблемных моментов. В первую очередь это касается работы заводского предприятия общепита, которое приносит заводу четверть убытков. Предпринимаемые меры по сокращению затрат проблему не решают. Нужны кардинальные перемены. Например, пустить объект общепита в свободное плавание. Однако его руководитель Жанна Дедович ответила отказом:

– Без завода мы не сможем выжить. Очень большие площади – 3 тысячи квадратных метров требуют значительных затрат на отопление, электроэнергию. А мероприятий становится все меньше. Если в августе 2015 года мы обслужили 11 свадеб за четверо выходных, то в августе 2016-го – только четыре.

– Если бы завод зарабатывал прибыль, мы не против того, чтобы он выступал донором своего общепита, – отметил глава города, – пожалуйста.

– У нас еще есть немало идей по загрузке общепита, – заверил директор завода. – Анализ работы января и февраля показал, что убытки здесь снижены в два раза. Давайте подождем до апреля.

Хорошим резервом для оптимизации затрат является и вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых заводских площадей. Информация о них, по словам Андрея Михайловского, есть и на сайтах Брестского облисполкома, МИДа, но пока интерес к этому имуществу у потенциальных инвесторов слабый.

А идея по привлечению инвесторов у коллектива всё же должна быть. На этом настаивал Юрий Громаковский. Как и на том, чтобы с убытками завод распрощался не по итогам девяти месяцев, как предусмотрено бизнес-планом, а уже по полугодию.

Светлана ГИЛЬ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.



  • Мы в социальных сетях: