Наверх

Что говорят раскопки о строительстве дорог в Барановичах в прошлом веке

13.08.2018 531 Наш край

В летнюю пору наши коммунальные службы активно проводят ремонт и реконструкцию различных подземных коммуникаций. И благодаря этому есть возможность заглянуть вглубь асфальтового покрытия.

Известно, что в поселениях вблизи двух железнодорожных станций Барановичей дороги долгое время были обычными грунтовыми. Граф Ян Разводовский в своем имении и сами улицы, и их пешеходную часть вымащивал досками. Ну а каменное покрытие улиц Барановичей появилось во времена Второй Речи Посполитой.

Стандартами того времени предусматривалось мощение главных улиц города камнем. Вариантами материала были или обычные камни, которые собирались в окрестностях города и которых всегда было много благодаря леднику многие тысячи лет назад (в основном это граниты, гранитодиориты), или привозной материал. Своеобразным памятником дорожного строительства того времени является участок улицы Советской (бывшая Шептыцкого) от угла с Комсомольской (бывшей Нарутовича), который выложен базальтом.

Происхождение этого материала скорее всего связано с нынешней Ровенской областью Украины, в которой широко представлены базальтовые карьеры.

Улица Тополевая, которая вела от города мимо деревушки Светиловичи к военному кладбищу, была вымощена розовым кварцитом того же украинского происхождения. Благодаря тому что часть улицы в советское время не использовалась для движения автотранспорта, на небольших отрезках около стадиона лицея остались видимыми участки мощения дороги.

Это маленький эпизод нашей городской истории, который надо сохранить для потомков!

Ну а как строились дороги у нас, можно увидеть при раскопе. На фотографии четко виден самый нижний, материнский слой из аллювиальных пород, слагающих котловину Светиловского озера.

Далее, уже в “польское” время, насыпан почти 40-сантиметровый слой песка – подушки для камня. Чередующиеся серые и черные слои – это “мусорный” и асфальтовый слои, которые появились уже в советское время.

На улице Брестской (бывшей Шоссейной) при ремонте теплотрассы тоже открылась бывшая мощеная дорога.

Хотелось бы, чтобы в нашем городе наравне с современными способами строительства дорог оставались и участки “исторического брука”. Ну а количество дорог без покрытия все-таки уменьшалось!

Владимир Зуев.



  • Мы в социальных сетях: