Наверх

«А я печь не топлю!» Не для слабонервных: рейд «Нк» и ГРОЧС по Барановичам

01.02.2019 352 Наш край

Отопительный сезон в разгаре. Жильцы частного сектора обогревают свои дома природным газом, у некоторых установлены твердотопливные котлы, кто-то по старинке топит печь.

«ДАЖЕ ЭНЕРГОСБЕЕРГАЮЩАЯ ЛАМПОЧКА ВИСИТ!»

– А я печь не топлю, – говорит Константин Николаевич.

Его мы встретили в доме на улице Брестской.

Скромного жилища со стороны улицы не видно. Может, это и к лучшему. То, что творится во дворе, наводит страх на корреспондента «Нк» и сотрудников Барановичского ГРОЧС, которые в рамках республиканской акции «Безопасность в каждый дом» (проходит с 21 января по 28 февраля) вместе отправились в рейд, чтобы напомнить о правилах эксплуатации печей и проверить противопожарное состояние.

56-летний мужчина с бородой лежит на просевшем диване в верхней одежде и шапке, накрытый покрывалом.

Он нигде не работает, на свое существование, как он пояснил, зарабатывает сдачей макулатуры, стеклобоя и металлолома. Рядом с ним на табурете – пачки от сигарет. Путь к отопительному котлу завален вещами так, что добраться к нему не представилось возможным.

Стекла в оконной раме нет, вместо него – пленка, через дыру в которой с улицы пробирается кот, чтобы полакомиться остатками пищевых продуктов.

В доме негде развернуться из-за того, что здесь складируются бутылки, старые вещи.

В небольшой кухоньке уже ничто не напоминает о нормальной жизни, кроме, наверное, кочана капусты на столе. Розетка практически выпадает из стены. На оголенных проводах висит лампочка.

  Клавиши выключателя отсутствуют, не работает и автономный пожарный извещатель, который установлен в доме. В сенях тоже бедлам: огромные сети паутины покрыли весь потолок, который, кажется, вот-вот обрушится.

– Вы хоть понимаете, как опасно жить в таких условиях? – спрашивает у мужчины Михаил Матяс, старший инспектор группы пропаганды и взаимодействия с общественностью Барановичского ГРОЧС. – Протекают потолки, большая влажность – проводку может закоротить, и паутина вспыхнет. Тогда пожара не миновать.

– Да, знаю, – качает головой жилец. – Я прихожу сюда только отоспаться.

Все возможные нормы пожарной безопасности и безопасности жизни в этом жилище нарушены. Однако электричество в доме имеется (сотрудник ГРОЧС проверил аппарат защиты электросетей на наличие «жучков», их там не оказалось): Константин Николаевич говорит, что пользуется электрочайником и обогревателем. В кухне даже энергосберегающая лампочка висит!

Похвалиться больше нечем.

Едем дальше, на улицу Торфяную, 6.

«Я РУГАЮ ИХ, А ОНИ МЕНЯ НЕ СЛУШАЮТ»

Громким лаем нас встречает собака. Во дворе стоят заснеженные остатки когда-то горевшей хозпостройки.

Хозяйка дома встречает нас довольно дружелюбно, чувствуется ее волнение. На газовой плите стоит электроплитка, на ней пыхтит кастрюля с какой-то едой.

– А почему не готовите на газу? – интересуется Михаил Матяс. – Плита ведь у вас довольно хорошая, современная.

– Надо газ заказывать, а денег нет, только 11-го пенсия будет, – объясняет хозяйка дома. Вместе с ней в 5-комнатном доме проживают еще пятеро: дочь, ее сожитель, сын, внук и сожительница сына, которая в данный момент «сидит».

В доме – стойкий сигаретный запах, на кухонном столе – пепельница, в соседней комнате – еще одна, в дальней – жестяная банка с окурками на кресле, как раз рядом с кроватью.

– Вы курите в доме? – интересуется у пенсионерки Михаил Матяс.

– Нет, это не я. Это дочкин сожитель и сын. Я ругаю их, а они меня не слушают, – оправдывается хозяйка.

Кстати, 90% погибших от пожаров курили в постели – неумолима ежегодная статистика МЧС.

В одной комнате есть неработающий пожарный извещатель, но в нем, по словам хозяйки, «Крону» надо заменить». Еще в двух, прикрученных к потолочным балкам, остались только пластиковые основания, а «остальные детали дочка где-то спрятала».

В большой комнате явно видно, что перегружена электросеть: в тройник включено сразу три электроприбора. А по всему дому эксплуатируются провода и кабели с поврежденной изоляцией.

– У вас ведь уже сгорела постройка во дворе, почему до сих пор так безалаберно относитесь к собственной безопасности? – спрашивает Михаил Матяс, указывая на закрытый ковровой дорожкой притопочный лист. – Эксплуатируете неисправную печь, рядом с ней, в радиусе метра, не должны находиться никакие легко воспламеняющиеся предметы. Дымоход в пределах чердака не поштукатурен и не побелен, как того требуют правила.

Хозяйка получила предписание на устранение нарушений, пообещала исправить всё в срок. На это, как решила женщина, ей потребуется один месяц. Буклеты, разработанные МЧС, которые вручают спасатели жильцам при каждой проверке, содержат всю необходимую информацию, чтобы уберечься от пожара.

Особого внимания на них хозяйка не обратила, она поторопилась проводить нас: к ней с примечательным пакетом зашла соседка…

Рейд по проверке печей оставил лишь один вопрос: как можно так жить?

Ольга Шарапо.

Фото автора.



  • Мы в социальных сетях: