Наверх

Среди проектов Барановичского авиаремонтного завода есть и такие, аналогов которым нет в мире

31.01.2017 418 Наш край

IMG_71501Барановичский 558-й авиационный ремонтный завод восьмой раз стал победителем конкурса Государственного военно­-промышленного комитета Республики Беларусь в области науки и техники.

После распада Советского Союза работавший в минском НИИ оптического станкостроения и вакуумной техники инженер-технолог І категории Сергей Юркевич оказался не у дел. Не один год бесплодных поисков работы в столице, оцениваемой тогда в 20–30 долларов в месяц, заставил вернуться в Барановичи. Да и престарелой маме нужен был уход. Не «поднялся» Сергей Николаевич и торгуя тогда одеждой на городском рынке.

Как-то услышал в бюро по трудоустройству, которое частенько наведывал в поисках работы: требуются люди на авиаремонтном заводе. Взяли его обычным инженером-технологом, без той самой І категории, мол, на предприятии лучшие специалисты работают, а кто ты такой – посмотрим в деле.

Было это в 1999 году.

В 2001 году появился первый диплом за разработку. Еще через год Сергей Николаевич организовал, как оно называлось тогда, «Бюро неразрушающего контроля и общих технологических процессов». Сегодня на двери рабочего кабинета висит другая табличка: «Технологическое бюро изготовления и ремонта деталей авиационной техники». А Сергей Юркевич является его начальником. Под его началом трудится десяток толковых специалистов.

Одна из стен помещения бюро – что тот иконостас. О достижениях небольшого коллектива рассказывают 56 наград – патентов, дипломов, грамот за разработки в области науки и техники. 57-я награда – диплом финалиста в номинации «Лучший инновационный проект» – получен в конце прошлого года. Его еще не успели поместить в рамочку, он лежит на столе: «Награждается ОАО «558 Авиационный ремонтный завод», Свободный университет Брюсселя, научное учреждение НАН Республики Беларусь «Институт технической акустики» за проект «Восстановление стальных деталей авиатехники газодинамическим методом».

В конце января Сергей Юркевич ездил в Минск на выставку важнейших достижений и наиболее значимых результатов научно-технической и инновационной деятельности «День белорусской науки», проходившую в Национальной академии наук Беларуси. На ней представлялись и четыре проекта авиаремонтного завода: «Восстановление внутренних поверхностей цилиндров методом импульсной лазерной наплавки», «Восстановление стальных деталей авиатехники газодинамическим методом», «Технология нанесения качественного хромового покрытия на детали из титановых сплавов», «Методика виртуальных испытаний деталей и узлов авиатехники».

– Таких разработок, как два первых проекта, нет в мире, – с гордостью сказал Юркевич, – как два последних, – в странах СНГ.

Тогда же в Академии наук Сергей Юркевич получил и 58-ю награду. Победителем конкурса стала одна из представленных на выставке работ – «Технология нанесения качественного хромового покрытия на детали из титановых сплавов», разработанная под его руководством инженерами-технологами Таресой Поляковой, Иваном Ващенко, Константином Андриёнком, Надеждой Аблажей. Эту работу также будут патентовать.

– Сегодня мы ремонтируем восемь типов авиатехники различных модификаций, – разъясняет побудительные мотивы творческой мысли Сергей Юркевич. – А это сотни тысяч разнообразных деталей и узлов. Что-то покупаем, хотя это очень дорого, что-то изготавливаем сами, а что-то ремонтируем. Словом, задачи нам подкидывает работа. Поэтому если сказать, что мы занимаемся наукой, то наукой прикладной. Мы приспосабливаем достижения фундаментальной науки к решению прикладных технических задач.

Творческий коллектив под управлением Сергея Юркевича первым применил на практике восстановление деталей лазерной наплавкой, газодинамическим напылением, металлополимерами… От бедности, говорит он, первыми создали методику виртуальных испытаний восстановленных узлов или деталей, ведь отвезти их на проверку в профильный институт стоит очень дорого.

Нужда заставила модернизировать и существующий процесс хромирования титана, за что в конце января и получена последняя награда. Титан – металл легкий, «летающий». По прочности он как сталь, но у него гораздо ниже твердость. Для увеличения срока службы деталей из титана в условиях трения их покрывают хромом. А хром плохо ложится на металл с крупным зерном. Это вина субподрядчиков, плохо обрабатывавших свои титановые заготовки (термическая обработка, шлифовка), из-за чего 30–40% таких заготовок на авиаремонтном заводе уходило в брак. Вот и пришлось заводчанам научиться измельчать это зерно на глубину 25–100 микрон, после чего подготовленные таким образом титановые детали без проблем покрываются хромом.

Думаю, не будет секретом, если мы скажем о том, что дали инновационные технологии авиаремонтному заводу в прошлом году. Методами, о которых мы рассказывали выше, отремонтировано около тысячи деталей на сумму почти 900 тысяч долларов. Получено пять патентов – три белорусских, два российских.

За годы работы на предприятии Сергей Юркевич опубликовал 143 работы в научно-технических журналах, сборниках научных трудов различных симпозиумов, конференций, семинаров, в том числе и в англоязычных странах. 26 его разработок запатентовано. Поверьте, это не окончательные цифры.

Михаил ШУБИЧ.



  • Мы в социальных сетях: