Наверх

Зачем в годы Великой Отечественной войны выпускали “оккупационные” деньги и какие из них ходили в Барановичах

25.09.2015 1105 Наш край
Оккупационные рейхсмарки образца 1940 года. Из фондов Барановичского краеведческого музея
Оккупационные рейхсмарки образца 1940 года. Из фондов Барановичского краеведческого музея

Денежное обращение в БССР в период немецкой оккупации 1941–1944 гг.

27 июня 1941 года Барановичи были захвачены немецко-­фашистскими войсками. К началу сентября 1941-­го вся территория БССР, получившая название генеральный округ «Беларусь», была оккупирована и включена в состав рейхскомиссариата «Остланд» с центром в г. Риге.

Долгие три года наши соотечественники находились в жесточайших условиях оккупационного режима. Помимо многочисленных человеческих жертв, Беларусь понесла также и значительные экономические потери. Правительство третьего рейха планировало установить полный контроль над денежным обращением оккупированных советских территорий с тем, чтобы получить в своё распоряжение как можно больше средств для дальнейшего ведения войны. В связи с этим действовала детально разработанная программа экономического ограбления населения с помощью различных финансовых механизмов. Одним из таких механизмов стал выпуск так называемых «оккупационных», или «военных», денег.

Опыт Первой мировой войны показал нецелесообразность использования немецких рейхсмарок на оккупированных территориях. Учитывая это, правительство фашистской Германии жёстко ограничивало использование своей национальной валюты за границей. Ещё в мае 1940 ­го было создано Главное управление имперских кредитных масс, на которое возлагалась задача регулировать денежное обращение в оккупированных странах. Был широко налажен выпуск необес­печенных денежных знаков. Оккупационные денежные знаки, выпущенные в банк­нотах по 1, 2, 5, 20 и 50 марок, имели хождение на всех захваченных территориях.

Наш город не стал исключением. В Барановичах и ещё в восьми городах оккупированной БССР действовали филиалы Немецкого государственного банка. Центральным банковским отделением генерального округа «Беларусь» стала Имперская кредитная касса в Минске, через которую производился перевод денег между отдельными филиалами.

Немецкие оккупационные рейхсмарки представлены в основной экспозиции Барановичского краеведческого музея, в зале, посвящённом событиям Великой Отечественной войны. Первые из них, в банкнотах по 50 марок, поступили в музейные фонды в июне 1956 года. Сегодня в музейной коллекции «Бонистика» имеется около 20 военных рейхсмарок всех номиналов.

В начале июля 1941 г. рейхс­министром экономики был установлен чрезвычайно завышенный курс оккупационной марки по отношению к советскому рублю – 10:1, что превышало довоенный курс рейхсмарки в 5 раз. Эти денежные знаки использовались захватчиками как платёжное средство довольствования для германской армии и принудительно обменивались в местных эмиссионных банках и войсковых кассах на советскую валюту.

Формально «военные деньги» обеспечивались находившимися в кредитных кассах имперскими марками, иностранной валютой, векселями, чеками и другими ценными бумагами. На деле же оккупационная валюта обеспечивалась лишь кровавым террором, танками и самолётами рейха.

Кроме бесконтрольной эмиссии оккупационной марки, значительная часть дохода Главного управления имперских кредитных масс поступала от средств, реквизируемых у населения, а также от продажи ценного имущества, награбленного оккупантами. В связи с этим вышло постановление о валютном праве рейхскомиссариата «Остланда», согласно которому население должно было сдать все имеющиеся изделия из драгоценных металлов и всю иностранную валюту. Для поддержания высокого курса марки создавалась система хозяйственных банков, через которые гитлеровцы скупали советские денежные знаки. Немецкие оккупационные власти использовали сеть хозяйственных банков для финансирования расходов своей армии на захваченных советских территориях.

Экономический упадок, крайне низкий жизненный уровень граждан оккупированной БССР, острый дефицит потребительских товаров привели к возрождению натурального обмена, что не входило в планы оккупационной администрации. Захватчиками широко применялись репрессии, чтобы принудить население торговать за деньги. В условиях тотального дефицита многих товаров в 1943 г. появляются различные денежные суррогаты, называемые «знаками пунктовой стоимости». Крестьянин, сдавший немецким властям сельскохозяйственную продукцию, получал за неё определённое число условных единиц – «пунктов», или «талонов».

Они имели некоторое сходство с денежными знаками, выдавались населению при сдаче текстильной шерсти или льна. За них можно было получить дефицитные товары. Но цены на сельхозпродукцию намеренно занижались, а на продаваемые товары – завышались. Так, например, килограмм сливочного масла стоил 32 марки, при том что средняя заработная плата составляла 30–50 марок в месяц. Это был ещё один механизм, применяемый оккупантами для грабежа населения.

Кроме «оккупационных» рейхсмарок и «пунктов», на территории Беларуси в период оккупации также использовались талоны генерального округа «Литва», поскольку в него были включены западные и северные районы Вилейской области. Южные районы Брестской, Пинской и Гомельской областей вошли в рейхс­комиссариат «Украина». Здесь нацисты организовали свой Центральный эмиссионный банк, который с 1 июня 1942 г. выпускал в обращение новые военные деньги номиналом в 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 карбованцев. Местному населению до конца июля 1942 года приказывалось обменять все имеющиеся на руках советские денежные знаки на новые карбованцы по курсу 1 карбованец за 1 рубль.

Грабительская политика немецко-­фашистских властей нанесла серьёзный удар по экономической жизни захваченных советских территорий. Неконтролируемый выпуск необеспеченных денег, наряду с непосредственным грабежом порабощённых народов, обеспечивал нацистскому режиму средства на содержание армии и ведение военных действий.

В этом году мы отметили 70­-летие Великой Победы над фашистским зверем, над «коричневой чумой», захватившей пол-­Европы. Почти каждая белорусская семья потеряла по вине гитлеровских захватчиков своих родных и близких. Невиданный террор и репрессии обрушились на жителей БССР.

Но век агрессора был недолог. В результате проведения белорусской наступательной операции «Багратион» советские войска разгромили основные силы группы армий «Центр», освободили западные районы СССР и начали победонос­ное наступление на Германию. 9 мая 1945 г. фашисты сложили оружие. Чудовищным планам гитлеровских палачей, вроде Генерального плана «Ост», подразумевающего уничтожение 75% населения Беларуси, не суждено было сбыться.

Так и оккупационные денежные знаки третьего рейха, выпускавшиеся с одной целью – выжать все ресурсы из захваченных земель, сегодня – музейные экспонаты, свидетели оккупационной политики гитлеровцев.

Алексей КУХАРСКИЙ, научный сотрудник Барановичского краеведческого музея.



  • Мы в социальных сетях: