Наверх

Унылая клоунада, или Особенности национальных праймериз

23.03.2020 430 Наш край

«Это еще что за ерунда такая?» – чешет затылок читатель, натыкаясь в байнете на новое слово – праймериз. Ввели в оборот американизм истинные поборники «роднай мовы» от оппозиции.

Если проявить любопытство, можно узнать, что это слово где-то там, за морями-океанами, означает предварительные выборы. А вот что оно значит в наших реалиях, попробуем разобраться.

ЗДЕСЬ ПРОДАЮТ МАТРАСЫ?

То, что в Барановичах пройдет праймериз, не стало достоянием широких кругов общественности. И не только потому, что непонятные заморские слова многих раздражают. Сами организаторы этих самых праймериз явно не рассчитывали на то, что смогут собрать публику, раз арендовали небольшой зал ресторана «Папараць-кветка». И это несмотря на то, что вход был бесплатный – при известной падкости нашего менталитета на халяву. Ну да, это же не «Битлз» и даже не Стас Михайлов, хотя как в середине 1990-х, так и в начале 2000-х оппозиционные деятели явно пользовались большей популярностью – тогда подобные встречи с народом в Барановичах проходили в куда более просторных и вместительных залах.

Но вместе с тем, в очередной раз не сумев одолеть хронически преследующую ее гигантоманию, белорусская оппозиция продолжает использовать в качестве синонима праймериз «народное голосование». В корне сей затеи еще можно разглядеть какое-то рациональное зерно: перед выборами Президента во время эдаких «смотрин» в регионах показать во всей красе выдвиженцев от политических партий, дать возможность согражданам, оценив их качества, определить имя единого кандидата от оппозиции. Однако на деле выходит всё настолько пародийно, что даже репортаж с праймериз в Барановичах на сайте самой что ни на есть оппозиционной газеты «Наша ніва» представлял собой сплошной стеб. Чего стоит один такой эпизод: что будет происходить в ресторане, не знал и… охранник на входе. Мол, если матрасы продают, то вас встретят, подождите – выдал секьюрити перл корреспонденту.

ПОМЕШАЛ КОРОНАВИРУС

Начались барановичские праймериз с объявления о том, что выбор несколько сузился: из пяти кандидатур осталось три. Объяснения выглядели, мягко говоря, странно. Кое-кто из бесстрашных борцов за демократию и свободу,– не будем указывать пальцем – отказался от участия в праймериз, потому что испугался… коронавируса. После этого настал момент самопрезентации трех претендентов на должность Президента. И тут – скажу тебе, как всегда, прямо, дорогой читатель, – захотелось зевать. Если бы не служебная надобность и чувство журналистского долга, точно прекратил бы просмотр видеохронологии этого почтенного мероприятия. Напоминало оно что-то среднее между заседанием клуба «КНД» («Кому нечего делать») и лекциями общества «Незнание». Выступления потенциальных президентов содержали минимум конкретных предложений при максимуме слов, базировались на старых заезженных штампах («беспредел чиновников», «нищенские зарплаты», «смена власти», «отсутствие свободных выборов», «экономические и политические реформы» и т. п.) и были словно написаны под копирку.

Из пространных речей следовало, что семь бед – один ответ: сменить на посту Александра Григорьевича, которого ораторы дружно и щедро обвиняли в грехах. И всё, жизнь наладится, все проблемы разрулятся сами собой (у них – вполне возможно, но только не у народа, но разве ж в народе дело?). А представитель партии «БХД» («Белорусская Христианская Демократия») Ольга Ковалькова договорилась до того, что, будь ее воля, она «скасавала» бы и саму должность Президента. Вот такой первый шаг демократичного демократа на посту Президента: взяла бы и одним махом, без всяких там референдумов, перечеркнула Конституцию.

А главное, заезжие оппозиционеры абсолютно не владели проблемами местных жителей. Так, один из ораторов, увлекшись описанием перспектив «Нью-Барановичей», предложил вообразить, как чудесно жилось бы авиазаводу, если бы он наладил сотрудничество с «Боингом». Коллектив этого барановичского завода, судя по отзывам моих знакомых, которые там работают, как-то и без того неплохо себя чувствует, а вот что насчет предприятий, где уровень зарплат порядком ниже? Так какое уважаемым гостям города, белым воротничкам, до работяг дело? Важней всего для них – себя показать, пропиариться, а потом избраться.

Кандидаты праймериз, как следует из интернет-источников, опасаются засланцев от местной власти. Нужно быть бдительным, ибо, мало коронавируса, так еще повсюду шпионы и провокаторы. Но в Барановичах беда пришла откуда не ждали. Можно сказать, выстрел в спину. Праймериз с приезжими деятелями в главной роли разочаровали даже местного оппозиционера Григория Грыка, который во всеуслышание объявил «народное голосование» клоунадой.

МАСШТАБ КОЛХОЗНОГО СОБРАНИЯ

Судя по результатам «народного голосования», в нем приняли участие «аж» 74 человека. Вот такое оно вышло «народное» и «масштабное». Один присутствовавший в зале «Папараць-кветкі» журналист сравнил праймериз, которые в городе с населением почти в 180 тысяч жителей собрали столько народу, с колхозным собранием. Так стоило ли опасаться засланных казачков от власти? Хотя бы с численностью подсобили.

За три дня видеоролик с праймериз, выложенный в ютуб местным телеканалом, набрал… три десятка просмотров. При том, что у «Интекса» свыше тысячи подписчиков. Один из вопросов, который прозвучал на встрече: почему оппозиция за все годы правления Александра Лукашенко не смогла найти доверия в обществе? Пожалуй, самый толковый вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз. Над ним «отцам белорусской демократии» стоило бы крепко призадуматься, если они не хотят, чтобы и дальше им в лицо свои же бросали обидные слова. А пока у общества никакого интереса к унылой демагогии нет – это факт.

Виталий ГЕРЦЕВ




  • Мы в социальных сетях: