Наверх

Статут Великого княжества Литовского

15.09.2012 2918 Наш край

Совсем недавно в культурной жизни нашей страны произошло очень важное событие. В Беларусь был возвращён уникальный памятник истории – оригинальное издание Статута Великого княжества Литовского 1588 года на старобелорусском языке. Статут приобрёл Музей истории Могилёва на средства, которые были собраны «всем миром» за очень короткое время.

В настоящее время насчитывается около 60 экземпляров трёх изданий Статута 1529, 1566, 1588 годов – свода законов феодального права Великого княжества Литовского. Все они находятся в Великобритании, Литве, Польше, России, Украине. В Беларуси, к сожалению, до недавнего времени оригинального издания Статута Великого княжества Литовского (ВКЛ) не было… Чем же может быть для нас интересен свод законов феодального права XVI века? Почему Статут ВКЛ 1588 года можно назвать духовным символом белорусской нации, знакомясь с которым испытываешь чувство гордости за свой народ и его историю?

С созданием Статута 1588 года связано имя выдающегося политического, государственного деятеля ВКЛ – Льва Сапеги, которому в этом году исполняется 455 лет. Занимая должность подканцлера ВКЛ, он возглавил сеймовую комиссию по созданию Статута, добился подписания королём грамоты, которая подтверждала его юридическую силу. Статут 1588 года гарантировал экономическую, политическую, культурную независимость Великого княжества Литовского в составе Речи Посполитой (федеративное государство, объединявшее Польское королевство и ВКЛ). Понимая в связи с этим важность Статута для всего княжества и его населения, Лев Сапега незамедлительно организовал на собственные средства издание нового свода законов в виленской типографии Мамоничей. В отличие от подобных кодексов Западной Европы, где пользовались римским правом, изложенным на латыни, Статут, написанный на белорусском (старобелорусском) языке с использованием характерных для белорусского населения слов, смысловых оборотов, был доступен и понятен даже мало-мальски грамотному человеку. Многие статьи излагались таким образом, что даже не требовалось их толкование либо комментирование. В течение всего XVI столетия белорусский язык в ВКЛ широко применялся в юридическом и актовом делопроизводстве и выполнял функцию официального государственного языка.

До конца XVII века Статут ВКЛ 1588 года был переведен на польский язык и переиздан три раза: в 1619, 1648 и 1694 годах. Один из его польскоязычных экземпляров, изданных в 1694 году в Типографии Академической в Вильно (нынешний Вильнюс), хранится в фондах Барановичского краеведческого музея.

Передо мной лежит толстый, в кожанном переплёте, старинный фолиант. К сожалению, в нём отсутствуют титульный лист с гербом ВКЛ – «Погоня» и первые страницы Статута с портретом короля Жигимонта III Вазы, изображением герба Льва Сапеги и панегириком к нему. Кстати, автор панегирика – наш земляк, уроженец деревни Пенчин Андрей Рымша. Подканцлер ВКЛ Лев Сапега написал к Статуту замечательное в литературном отношении вступление. В нём он, обращаясь к королю, говорит о том, что его власть выборная. Король обязан во всех случаях руководствоваться законами, строго их соблюдать, не выходя за рамки допустимого. В обращении подчёркивалась главная цель нового законодательного кодекса – создание действительно правового государства, в котором бы гарантировалась защита прав (правда, пока далеко не равных) всех жителей княжества.

В Статуте была законодательно закреплена идея разделения власти на три ветви – законодательную, исполнительную, судебную. В него вошли нормы государственного (конституционного) права, чего на то время не было в законодательной практике других европейских государств, также административного, военного,
судебно-процессуального, семейно-брачного и опекунского, наследственного, земельного, лесного и охотничьего, криминального права.

Самым большим по объёму и разработке в Статуте является раздел IV «О судьях и о судах». В ВКЛ была создана независимая, выборная судебная система, одна из самых передовых и совершенных в Европе. Так как суд призван был защищать интересы не только государства, но и частных лиц, в процессуальном праве утверждались новые принципы: гласности, состязательности процесса, участие защиты. Каждый обвиняемый имел право на адвоката. Неимущим людям, вдовам и сиротам обеспечивалась бесплатная защита. В судебную практику вводился принцип презумпции невиновности, согласно которой все сомнения толковались в пользу обвиняемого («суд доказательства всякие должен прилежно рассматривать и в сомнительных делах склонен быть к освобождению, нежели к наказанию»).

Наряду с тем, что за многие уголовные преступления по закону предусматривалась смертная казнь, по Статуту запрещалось карать смертью женщин и подростков, денежный штраф зачастую предпочитался другим мерам наказания и др. Уголовное судопроизводство уже тогда практиковало передачу подсудимого на поруки. Этих прогрессивных моментов не было в законодательствах других государств Европы.

Целый раздел в Статуте – «Об обороне земской» был отведён военному праву. Например, закон гласил о том, что обязанность защищать свою страну от врага лежит на каждом физически здоровом мужчине, независимо от его общественного положения и имущественного состояния. От этой обязанности не мог освободить даже Великий князь.

Развитие товарно-денежных отношений повлекло за собой изменение в некоторых нормах гражданского права и совершенствование наследст-
 венного права. Личные и имущественные отношения супругов, родственников, вопросы опеки разрешались семейным правом. Статут довольно обстоятельно рассматривал порядок оформления брачных соглашений. Брачный возраст для юношей устанавливался в 18, для девушек – 13 лет. Дети в семье (даже взрослые) обязаны были беспрекословно подчиняться родителям. 

Конечно, наряду с тем новым и прогрессивным, что содержалось в нормах Статута, в целом он был законом имущего класса – феодалов. Пользоваться правами и свободами в равной степени все жители княжества не могли. Это зависело от имущественного состояния человека, подданства, места жительства, вероисповедания, пола и ряда других факторов.

Наши предки за многие столетия до издания нынешней «Красной книги» осознали, что хозяйственная деятельность людей со временем отрицательно сказывается на состоянии природы. Поэтому, знакомясь со Статутом 1588 года интересно узнать, что в него включены нормы, направленные на сохранение природных ресурсов белорусских земель и развитие традиционных промыслов: рыболовства, охоты, пчеловодства, разведения бобров, заготовку деловой древесины, поташа, смолы и т.д. Например, охота на дикого зверя, бывшая, кроме промысла, любимым занятием магнатов и крупной шляхты, ограничивалась определёнными сроками, местом и другими условиями. Запрещалось разводить в лесах костры, брать с собой собак, «которые бы пугали зверя, поднимали птиц с гнёзд и тем мешали их привычной жизни и разведению потомства», и т. д.

Закон призывал и обязывал граждан бережно относиться к дорогам, чётко прописывал правила пользования ими. Наверное, статья 32 «О дорогах стародавних» заинтересует не только современных автолюбителей, но и работников госавтоинспекции: «…Повозка порожняя должна уступать повозке гружёной, пеший – конному, конный – повозке. А в том случае, если бы дорога узкая была, а дело было бы зимой, должны, повстречавшись, дорогу наполовину делить, а один другого сталкивать с дороги не должны».

Статут ВКЛ 1588 года – средневековая Конституция, в которой была закреплена идея создания правового государства, действовавшая на всех землях современной Беларуси до 1840 года и являвшаяся одной из самых прогрессивных в Европе. Статут оказал большое влияние на культуру и право всех соседних народов.
Отдельные его положения использовались при разработке прусского права, законодательства Польского королевства. Значительная часть глав и статей важнейшего юридического документа России – Соборного Уложения 1649 года представляют собой дословный перевод или точный перефраз Статута.

Статут ВКЛ 1588 года, в особенности его белорусскоязычное издание, для жителей нашей страны, жителей многих стран мира является не просто музейной редкостью, а источником ценной информации и свидетельства самобытности и величия некогда одного из могущественных европейских государств, его высокой правовой культуры.



  • Мы в социальных сетях: